Кулькин, Анатолий Михайлович

21:47
Краткое изложение концепции принципиально новой государственной научной структуры с правами самоуправления

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович

 

Копия: Президенту РАН В.Е. Фортову

Краткое изложение концепции принципиально новой государственной научной структуры с правами самоуправления. В течение почти двух десятилетий под руководством Минобрнауки РФ происходит процесс деградации науки. Потому что организационная структура министерства архаична. Она находится в состоянии институционального коллапса. Ее невозможно реанимировать, а министерство сделать дееспособным. Создание Совета по науке при Минобрнауки не сделает его дееспособным. Наступило второе десятилетие – оно продолжает оставаться инициатором конфликтов между наукой и властью. Сам факт существования такого ведомства является абсурдом.

Партнерства науки и власти не было, в настоящий момент его нет, и в ближайшей перспективе не предвидится. В связи с этим предлагается принципиально новая государственная научная структура с правами самоуправления. *  

Наука – слишком серьезная сфера деятельности, чтобы ее развитие доверить какому-нибудь ведомству из ныне действующих в России. В составе Администрации президента РФ отдельного структурного звена, управления, которое специально занималось бы проблемами науки как единственной своей задачей, нет. Тогда как потребность в таком административном подразделении, и весьма острая, имеется. Об этом мы, соавтор и я, неоднократно заявляли в печати. Главное назначение этой службы: научную политику должен определять президент страны, а не правительство в лице Минобрнауки и Минфина РФ. Для этого нужно преобразовать ныне действующий Совет по науке и образованию при Президенте РФ, придав ему вместо консультативных властные, исполнительные функции и соответствующую ему же структуру по управлению и финансированию научно-образовательного потенциала. В связи с этим необходимо уточнить название Совета. Наиболее подходящим будет следующее: Административно-научный совет (далее – АН Совет) Президента РФ по науке и образованию, гармонично сочетающий административную и творческую функции. В этом сочетании АН Совет обретет гигантское преимущество в системе управления и наукой, и образованием.

Приблизительная структура АН Совета:

– Управление по научной и технической политике (разработка ее стратегических направлений);

– Управление научно-технологического развития (разработка перспективных государственных программ);

– Управление по развитию научно-образовательного потенциала (разработка и методологическая реализация концепции междисциплинарного образования);

– Федеральный координационный центр по подготовке государственных исследовательских программ;

– Специальный отдел подготовки экспертных рекомендаций по научно-техническим аспектам внутренней и внешней политики для президента и правительственных ведомств;

– Президентский комитет по науке и образованию, функцией которого является принятие окончательных решений по всем завершенным исследовательским проектам и программам АН Совета.

Кто должен и может быть специальным помощником президента Российской Федерации по науке и образованию? В США таким помощником, как правило, является ученый ранга лауреата Нобелевской премии. Это не случайно. Политик и ученый обладают разными интеллектуальными менталитетами. Тандем, президент и специальный помощник, одной ментальности представляет большую опасность для развития науки. Сообщество ученых США рассматривает должность специального помощника президента в качестве ключевой. Назначает на нее крупного ученого президент, оно (сообщество) этого права добилось. Он является гарантом динамичной и эффективной научной политики, потому что является главой государственной научной структуры с правами самоуправления.

В России ситуация иная. Президент на эту должность назначает не крупного ученого, а высокопоставленного чиновника. В результате складывается тандем одной, административно-бюрократической ментальности. Конкретное проявление этой ментальности проявилось в процессе деградации науки*.

Россия располагает уникальным преимуществом: Российская академия наук, имеющая, наряду с результатами фундаментальных исследований, огромный экспертный потенциал, превосходящий аналогичные потенциалы всех вместе взятых исследовательских университетов России.

Президент РАН – идеальная кандидатура на должность специального помощника Президента РФ по науке и образованию (по совместительству). Такое назначение сбалансирует ситуацию в сфере научной деятельности, сделает невозможным проявление в этой сфере негативных пристрастий вплоть до министров, окажет положительное воздействие на исследовательскую систему в стране, она станет более динамичной и эффективной.

Президент РАН, ставший специальным помощником по науке и образованию Президента страны, будет вынужден прежде всего заняться серьезной реструктуризацией Академии: освободиться от лжеученых, включая физических лиц, получивших звания академика и члена-корреспондента. Каким способом? Наиболее эффективным – обеспечить все академические институты современным научным оборудованием, приборами и реактивами, необходимыми для исследований. Современная научная инфраструктура – это барьер, преодолеть который лжеученые не смогут. Они просто «выпадут в осадок».

Вторая первоочередная проблема, решением которой вынужден будет заняться специальный помощник, - взять под жесткий контроль форсированное формирование современной научной инфраструктуры.

Мы привели только два примера, а их много – все они будут решаться на уровне специального помощника Президента РФ.

Необходимо принять закон о национальной (общероссийской) научной и технической политике, ее приоритетах и об организации государственных органов по ее реализации, включая исполнительный аппарат АН Совета с его структурой.

Значимость таких преобразований, если они станут реальностью, трудно переоценить. Это будет прорыв в системе государственного управления.

В Основах-2011 года сформулирована сверхзадача: «Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является выход РФ к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада». Это грандиозная сверхзадача (исследовательский мегапроект), решение которой потребует разработки научно обоснованной программы форсированного формирования многофункциональной технологической инфраструктуры. Кроме Российской академии наук, на наш взгляд, никто такой программы разработать не сможет.

Россия в создании такой инфраструктуры технологического развития в масштабе всей страны отстала от США приблизительно на 30 лет. Они (Соединенные Штаты) в 1980–1990 годы фактически провели инфраструктурную (организационно-управленческую) революцию. Это обстоятельство позволило стране без труда вписаться в парадигму современного научно-технического развития.

Итак, какой вывод напрашивается из нашего анализа? Без предлагаемых нами преобразований Совета по науке и образованию «стратегическая цель государственной политики в области развития науки и технологий», поставленная в Основах-2011 года, не будет достигнута, а вся наука, в том числе и «научный проект Сколково» будут обречены на деградацию.

Предлагаемая концепция логически обоснована, поэтому ее реализация неизбежно приведет к революционным организационно-управленческим преобразованиям в области науки и образования. Они, наконец, обретут творческую свободу от административно-бюрократических оков.

 

А.М. Кулькин – доктор филос. наук,

Рук. Центра научно-информационных

исследований по науке, образованию

и технологиям ИНИОН РАН

 

18 июня 2013 г.

 

* Подробно об этом см. электронную версию статьи: Анатолий Кулькин. К вопросу становления новой государственной научной структуры с правами самоуправления.

* Подробно об этом см. электронную версию статьи «Процесс деградации науки. О необходимости смены стратегических ориентиров научно-технологической политики России».

Категория: Письмо президенту РФ | Просмотров: 282 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0