Кулькин, Анатолий Михайлович

17:30
Краткое резюме аналитического доклада «Государственное финансирование науки в ведущих зарубежных странах», выполненного по заказу РАН

Краткое резюме
аналитического доклада «Государственное финансирование
науки в ведущих зарубежных странах»,

выполненного по заказу РАН

 

Масштабность и стабильность финансовой базы является сегодня одним из важнейших параметров научно-технического потенциала. В целом она формируется как объективный конечный результат множества происходящих в современном обществе процессов и отражает уровень его социально-экономического, технического и культурного развития. В начале XXI в. для развитых передовых стран мира затраты на науку составляют порядка 2,5–3% от ВВП. Указанный процент не является каким-то юридически закрепленным нормативом, но он соответствует практически сложившемуся на данный период здоровому экономическому балансу ресурсов, такого рода показатели меняются медленно, если не происходит каких-либо очень крупных экстраординарных событий вроде войн или революций.

I. Государственное финансирование науки в США, ФРГ и Японии.

В соответствии с техническим заданием в докладе рассмотрены источники, структура и механизмы государственного финансирования научных исследований в странах-представителях трех наиболее развитых регионов мира – Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. В качестве таких представителей выбраны США, ФРГ и Япония – ведущие государства каждого из перечисленных регионов.

Анализ системы и состояния государственного финансирования науки предусматривает ответы на два основных вопроса: 1) в каком количестве поступают выделяемые на исследования и разработки (ИР) средства, как они соотносятся с ВВП и общенациональными расходами и 2) куда и каким образом, то есть с учетом каких факторов эти деньги направляются, где осваиваются?

В силу жестких объемных рамок резюме мы примем здесь форму сводных таблиц, объединяющих все три страны, введя сокращения: ВВП – Валовой внутренний продукт; НЗ – общенациональные затраты на ИР; ГЗ – государственные затраты на ИР; ЧС – частный сектор ИР; ГС – государственный сектор ИР; АС – академический (университетский) сектор ИР; ФИ – фундаментальные исследования; ПИ – прикладные исследования; Р – разработки. При необходимости дополнительные сокращения будут поясняться в примечаниях к таблицам. Кроме того, для того, чтобы при чтении последующего текста показатели выбранных нами стран было легче сравнивать с аналогичными показателями РФ, мы прежде всего приведем основные данные о финансировании науки в России

Таблица 1*

Финансирование науки РФ в 2000-2004 гг.

Показатель

годы

 

2000

2001

2002

2003

2004

1. НЗ

 

 

 

 

 

- в фактических ценах, млн.руб.

76697,1

105260,7

135004,5

169862,4

н/д

- в долл. по ППС**, млрд. долл.

8,0

11,0

14,2

17,9

н/д

- в % от ВВП

1,05

1,18

1,25

1,28

н/д

2. ГЗ

 

 

 

 

 

- в фактических ценах, млн. руб.

34210,0

49178,6

66462,2

94605,0
(бюджетная роспись)

107569,7
(план)

- в долл. по ППС**, млн. долл.

3601,1

5176,6

6996,0

9958,4

11323,1

- в % от ВВП

0,47

0,55

0,61

0,71

0,67

3. Структура внутренних затрат на ИР по видам работ, %

 

 

 

 

 

- ФИ

13,4

13,9

14,6

15,1

н/д

- ПИ

16,4

16,4

15,9

15,5

н/д

- Р

70,2

69,7

69,4

69,4

н/д

 

* Источники для всех таблиц см. в докладе.
** ППС – паритет покупательной способности.

 

ВВП и основные показатели расходов на науку выбранных нами стран представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

ВВП и общенациональные расходы на ИР
в США, ФРГ и Японии, 2000-2003 гг.

 

 

США

ФРГ

Япония

Год

ВВП,
трилл.долл.

НЗ,
млрд. долл.

НЗ в %
от ВВП

ВВП,
трилл. евро

НЗ,
млрд. евро*

НЗ в %
от ВВП

ВВП,
трилл. иен

НЗ,
трилл. иен

НЗ в %

от ВВП

2000

9,82

264,7

2,69

2,03

50,62

2,49

515,5

16,28

3,16

2001

10,08

273,6

2,71

2,05

52,00

2,53

502,6

16,52

3,29

2002

10,44

276,2

2,64

2,12

53,28

2,51

498,5

16,69

3,35

2003

10,88

291,7

2,68*

2,13

53,25

2,5

522,6

17,7

3,4

* По ППС доллар и евро практически равны.

 

Оценивая данные таблицы, следует отметить, что во всех странах наблюдается рост национальных расходов. Правда, в США в последние годы отчасти в связи со сменой демократического правительства на республиканское, но в основном из-за замедления роста экономики темп роста был невелик, с учетом инфляции в 2001 году НЗ выросли по отношению к предыдущему году лишь на 1%, а в 2002 и 2003 рост просто компенсировал инфляцию. Но в предшествующие 6 лет рост был весьма интенсивным – 5,8%  в год с учетом инфляции. В ФРГ и Японии НЗ росли и в 2000-2003 гг., причем % их роста обгонял % роста ВВП. Особенно четко это проявилось в Японии, где с 2000 по 2003 г. ВВП увеличился на 1,4%, а НЗ – на 4,42%. Доля НЗ в ВВП в США и ФРГ практически стабильна, в Японии она подросла на 0,36%. Японцы очень надеются, наращивая финансовую базу ИР выйти из застойного состояния, характерного для страны после того, как лопнула «экономика мыльного пузыря».

 

Таблица 3

Государственные расходы на ИР в США, ФРГ и
Японии и их доля в НЗ, 2000-2003 гг.

 

 

США

ФРГ

Япония

Год

ГЗ*,
млрд.долл.

% ГЗ
от НЗ

ГЗ**,
млрд. евро

% ГЗ
от НЗ

ГЗ***,
трилл. иен

% ГЗ
от НЗ

2000

66,4

25

17,210

33,9

3,54 (22,8)

21,7

2001

72,6

26,5

17,837

34,3

3,76 (23,2)

21,0

2002

78,2

28,3

18,329

34,4

3,45 (23,7)

20,7

2003

98,6

33,8

18,585

34,9

3,59 (23,1)

20,2

 

* Включая расходы финансируемых федеральным правительством центров ИР (ФФИРЦ) (см. доклад. с.20).
** Совокупные расходы федерального правительства и правительств земель (см. доклад, с.34 и 37) с точностью около 2%.
*** Для удобства читателей иены пересчитаны по курсу ППС в млрд. ам. долл. (в скобках).

 

Как видим, в Японии и ФРГ доля государства в НЗ стабильна, и в Японии она меньше, чем в какой-либо другой развитой стране вследствие специфики японского общества. В США доля государства колеблется в зависимости от внутри- и внешнеполитических обстоятельств. В годы холодной войны она временами значительно превышала 50%, по мере разрядки упала до четверти, а в последние два-три года опять несколько увеличилась в связи с сокращением выделяемых промышленностью средств и развертыванием антитеррористической деятельности государством. Важно одно: все три страны финансируют свою науку и стабильно, и по масштабам в меру своих возможностей. Объемы выделяемых денег больше у США, чем у двух других, да они больше чем в любой другой стране мира, больше чем у остальных (кроме США) членов «большой семерки» вместе взятых и равны примерно половине (44%) расходов всех стран, входящих в ОЭСР.

Куда же идут выделяемые государством средства? В данном отношении между рассматриваемыми странами имеется заметная разница. В Соединенных Штатах государство в пределах собственного государственного сектора расходует (считая финансирование ФФИРЦ, которые работают фактически вне госсектора) около 38-40% своих затрат на науку. В частный сектор на госзаказы, программы поддержки малого бизнеса и т.п. – порядка 30%. Примерно столько же поступает от федерального правительства в университеты, ему не принадлежащие. Несколько процентов (6-7) «уходит» в бесприбыльные организации.

В Германии в частный сектор государство направляет вдвое меньше средств, чем США – около 14-15%, основные средства делятся между университетским сектором (порядка 46%) и государственным (40%). Становым хребтом последнего являются пять так называемых научных «Обществ», каждое из которых объединяет целый ряд исследовательских институтов, а последние часто являются головными по отношению к группе исследовательских организаций. К ним примыкают семь Академий, образующих «Союз немецких академий» и работающих в тесном контакте с университетами. В пятерку столпов немецкой науки входят:

1. Немецкая исследовательская ассоциация. Она является аналогом американского Национального Научного Фонда: сама исследований не ведет, но финансирует исследовательские центры в 5-ти университетах, а также отдельные проекты в области естественных и гуманитарных наук, коллективные междисциплинарные проекты, а также проекты по совершенствованию ИР – совершенствование библиотек, информационных сетей и т.д., она также финансирует конференции, семинары, лекционные туры. В 2003 г. Ассоциация получила от правительства 762,5 млн. евро.

2. Общество Макса Планка. Объединяет 80 институтов, центров и групп. В общей сложности в обществе работает 12000 человек, в 2003 г. получило от правительства 524,5 млн. евро.

3. Общество Фраунхофера. В отличие от первых двух, специализирующихся на ФИ, оно является самым крупным центром ПИ в Европе. Объединяет около 80 организаций в 40 точках страны. Годовой бюджет – более 1 млрд. евро. От государства получило в 2003 г. 489 млн. евро. Остальное – по договорам, главным образом от промышленности.

4. Ассоциация им. Лейбница. Объединяет сравнительно небольшие исследовательские организации и организации сервиса науки и техники, которые имеют общегерманское значение и/или выполняют госзадания. В пяти секциях общества объединены 84 организации, суммарный штат которых насчитывает 12500 человек, а годовой бюджет составляет 950 млн. евро. От федерального правительства в 2003 г. получило 407 млн. евро.

5. Ассоциация имени Гельмгольца. В нее входит 15 центров со штатом 24 тыс. сотрудников и бюджетом 2,2 млрд. евро в год. От федерального правительства в 2003 г. получила 1,7 млрд. евро. Направления работ: здоровье; транспорт и космос; науки о земле и экология.

В Японии, в отличие от США и ФРГ, четко выражена своего рода финансовая автаркия секторов, то есть каждый сектор практически потребляет все выделяемые им на ИР средства. С частным сектором правительство работает много и тесно, но в основном не по линии финансов. Например, в 2002 г. государство потратило на науку 3450 млрд. иен. Из них в своих национальных институтах оно освоило 1440 млрд. В университетский сектор, но опять-таки, «своим», государственным университетам и колледжам выделило 1670 млрд., и только 340 млрд., то есть 9,8% бюджета ИР было направлено частному сектору. Примерно так же ведет себя частный сектор (государственным НИИ – 0,97% своих общих затрат на ИР). Что касается университетов, то они в Японии, как и в других странах «на сторону» денег не отдают.

Мы выяснили, куда идут государственные средства, выделяемые на науку. Второй вопрос – какие направления исследований государство считает необходимым поддерживать, вопрос приоритетов. У всех трех стран, да и у всех вообще развитых государств они практически совпадают, особенно в укрупненном виде. На первом месте в качестве приоритета приоритетов стоят ФИ. (В Японии они считаются слабым местом научно-технического потенциала). В конечном счете именно от ФИ зависит уровень всего научного потенциала, его инновационная способность и прочие качественные параметры. Но следует иметь в виду, что ФИ сегодня не отделены от ПИ стеной, напротив они сближаются, и в ряде дисциплин практически уже невозможно отделить одни от других, причем происходит это на наиболее сегодня перспективных новых направлениях. Целый ряд стран, по свидетельству ОЕСД вообще уже не представляют отдельно данных о ФИ. К их числу относятся ФРГ, Великобритания, Канада. (Ориентировочно правительство США в 2004 г. потратило на ФИ 118 млрд. долл., ФРГ – 8 млрд. евро, а Японии в 2003 г. – 5,4 млрд. долл.).

За фундаментальными исследованиями следуют еще две группы приоритетов. Первая охватывает наиболее перспективные в инновационном и коммерческом плане технологии – информационные, биотехнологию, нанотехнологию, создание новых материалов. Вторая – технологии, наиболее важные для хозяйства страны, – энергетику и т.п.

Финансирование осуществляется либо по конкретным проектам, либо институционально, когда деньги выделяются организации в целом, и она сама ими распоряжается. В США практически всегда применяется проектное финансирование с отбором проектов по методике «merit review», то есть тщательной экспертной оценки. Последняя разработана и внедрена Национальным Научным Фондом, но сегодня ею пользуются все финансирующие науку  американские ведомства. В ФРГ и Японии используются оба метода финансирования ИР, но постепенно (особенно в ФРГ) проектное вытесняет институциональное.

 

II. Финансирование науки в рамках Европейского Союза.

Европейский Союз организует и финансирует так называемые «рамочные программы ИР» – пятилетки, построенные таким образом, что последний год текущей программы является первым годом следующей. В настоящее время действует 6-я программа и подготовлена 7-ая. В отличие от предыдущих она рассчитана на 7 лет. В бюджете ЕС финансирование науки занимает 3,5%, львиная доля (42,1%) занимает поддержка с.х. На 6-ю программу было отведено в целом 18773 млн. евро. По содержанию в программах два типа тем – «вертикальные», содержащие конкурсно отобранные проекты по широкому кругу исследовательской тематики (науки о жизни, информационные технологии, нанонауки, аэронавтика, космос, энергетика и т.д.), и «горизонтальные» – касающиеся всех научных дисциплин (поддержка международной кооперации, наука и общество, вопросы инфраструктуры и т.д.). В 6-ой и 7-ой программах большое внимание уделяется организации и укреплению «Европейского исследовательского пространства» – перспективе объединения научных потенциалов стран Западной Европы подобно тому, как произошло объединение валют. Сегодня годовой исследовательский бюджет ЕС равен пример 2,5% суммы ежегодных национальных расходов на науку стран-членов Союза.

 

III. Деятельность ОЕСД.

Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 30 стран Европы, Америки, Азии и Австралии, а также имеющая договоры о сотрудничестве еще со 100 странами разных регионов («наблюдатели») мира, не является финансирующей науку организацией, она сама существует на взносы постоянных членов (размер взноса определяется в зависимости от ВВП страны) и на заработки от работ, выполняемых по договорам, в том числе и для членов организации. Основной бюджет (взносы) ОЕСД в 2003 и 2004 гг. составили соответственно 187,5 и 190,3 млн. евро. Реальный бюджет в полтора-два раза больше. Штат организации насчитывает около 2000 человек, из них порядка 700 экономистов, юристов и ученых других специальностей. ОЕСД регулярно издает статистические материалы об экономике, а также о науке входящих в нее стран, включая имеющих статус наблюдателя. Кроме того, она издает различные обзоры по странам, регионам и проблемам. В общей сложности публикуется до 250 различных материалов в год, и ОЕСД считается одной из крупнейших международных организаций.

*        *        *

В заключение приведем таблицу, где сопоставлены два основных показателя финансирования науки (НЗ и доля ГЗ в них) в странах «большой восьмерки». Мы опираемся на материалы последнего выпуска «Основных показателей развития науки и техники» в странах ОЕСД, опубликованного в мае 2005 г.

Таблица 4

Общенациональные расходы на науку и участие
в них государства для стран «большой восьмёрки», 2003 г.

Страна

Общенациональные расходы на ИР, млн. долл., курс по ППС

Доля государства, %

Отношение расходов страны к расходам РФ, разы

Канада

19326,5

35,4

1,14

Франция

37514,1

38,4

2,22

Германия

57065,3

31,1

3,37

Италия

17698,6

н/д

1,05

Япония

114009,1

17,7

6,74

Великобритания

33579,1

31,3

1,98

США

284584,3

31,2

16,80

Россия

16926,4

59,6

1

 

При оценке данных таблицы следует учитывать численность населения перечисленных в ней стран. В ФРГ оно насчитывает 82,5 млн. человек, во Франции – 59,8 млн., Англии – 59,3 млн., Италии – 57,6 млн., США – 290,8 млн., Японии – 127,6 млн., Канаде – 31,6 млн.

 


Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 588 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 4.8/8