17:30 Краткое резюме аналитического доклада «Государственное финансирование науки в ведущих зарубежных странах», выполненного по заказу РАН | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое резюме
Масштабность и стабильность финансовой базы является сегодня одним из важнейших параметров научно-технического потенциала. В целом она формируется как объективный конечный результат множества происходящих в современном обществе процессов и отражает уровень его социально-экономического, технического и культурного развития. В начале XXI в. для развитых передовых стран мира затраты на науку составляют порядка 2,5–3% от ВВП. Указанный процент не является каким-то юридически закрепленным нормативом, но он соответствует практически сложившемуся на данный период здоровому экономическому балансу ресурсов, такого рода показатели меняются медленно, если не происходит каких-либо очень крупных экстраординарных событий вроде войн или революций. I. Государственное финансирование науки в США, ФРГ и Японии. В соответствии с техническим заданием в докладе рассмотрены источники, структура и механизмы государственного финансирования научных исследований в странах-представителях трех наиболее развитых регионов мира – Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. В качестве таких представителей выбраны США, ФРГ и Япония – ведущие государства каждого из перечисленных регионов. Анализ системы и состояния государственного финансирования науки предусматривает ответы на два основных вопроса: 1) в каком количестве поступают выделяемые на исследования и разработки (ИР) средства, как они соотносятся с ВВП и общенациональными расходами и 2) куда и каким образом, то есть с учетом каких факторов эти деньги направляются, где осваиваются? В силу жестких объемных рамок резюме мы примем здесь форму сводных таблиц, объединяющих все три страны, введя сокращения: ВВП – Валовой внутренний продукт; НЗ – общенациональные затраты на ИР; ГЗ – государственные затраты на ИР; ЧС – частный сектор ИР; ГС – государственный сектор ИР; АС – академический (университетский) сектор ИР; ФИ – фундаментальные исследования; ПИ – прикладные исследования; Р – разработки. При необходимости дополнительные сокращения будут поясняться в примечаниях к таблицам. Кроме того, для того, чтобы при чтении последующего текста показатели выбранных нами стран было легче сравнивать с аналогичными показателями РФ, мы прежде всего приведем основные данные о финансировании науки в России Таблица 1* Финансирование науки РФ в 2000-2004 гг.
* Источники для всех таблиц см. в докладе.
ВВП и основные показатели расходов на науку выбранных нами стран представлены в табл. 2 и 3. Таблица 2 ВВП и общенациональные расходы на ИР
* По ППС доллар и евро практически равны.
Оценивая данные таблицы, следует отметить, что во всех странах наблюдается рост национальных расходов. Правда, в США в последние годы отчасти в связи со сменой демократического правительства на республиканское, но в основном из-за замедления роста экономики темп роста был невелик, с учетом инфляции в 2001 году НЗ выросли по отношению к предыдущему году лишь на 1%, а в 2002 и 2003 рост просто компенсировал инфляцию. Но в предшествующие 6 лет рост был весьма интенсивным – 5,8% в год с учетом инфляции. В ФРГ и Японии НЗ росли и в 2000-2003 гг., причем % их роста обгонял % роста ВВП. Особенно четко это проявилось в Японии, где с 2000 по 2003 г. ВВП увеличился на 1,4%, а НЗ – на 4,42%. Доля НЗ в ВВП в США и ФРГ практически стабильна, в Японии она подросла на 0,36%. Японцы очень надеются, наращивая финансовую базу ИР выйти из застойного состояния, характерного для страны после того, как лопнула «экономика мыльного пузыря».
Таблица 3 Государственные расходы на ИР в США, ФРГ и
* Включая расходы финансируемых федеральным правительством центров ИР (ФФИРЦ) (см. доклад. с.20).
Как видим, в Японии и ФРГ доля государства в НЗ стабильна, и в Японии она меньше, чем в какой-либо другой развитой стране вследствие специфики японского общества. В США доля государства колеблется в зависимости от внутри- и внешнеполитических обстоятельств. В годы холодной войны она временами значительно превышала 50%, по мере разрядки упала до четверти, а в последние два-три года опять несколько увеличилась в связи с сокращением выделяемых промышленностью средств и развертыванием антитеррористической деятельности государством. Важно одно: все три страны финансируют свою науку и стабильно, и по масштабам в меру своих возможностей. Объемы выделяемых денег больше у США, чем у двух других, да они больше чем в любой другой стране мира, больше чем у остальных (кроме США) членов «большой семерки» вместе взятых и равны примерно половине (44%) расходов всех стран, входящих в ОЭСР. Куда же идут выделяемые государством средства? В данном отношении между рассматриваемыми странами имеется заметная разница. В Соединенных Штатах государство в пределах собственного государственного сектора расходует (считая финансирование ФФИРЦ, которые работают фактически вне госсектора) около 38-40% своих затрат на науку. В частный сектор на госзаказы, программы поддержки малого бизнеса и т.п. – порядка 30%. Примерно столько же поступает от федерального правительства в университеты, ему не принадлежащие. Несколько процентов (6-7) «уходит» в бесприбыльные организации. В Германии в частный сектор государство направляет вдвое меньше средств, чем США – около 14-15%, основные средства делятся между университетским сектором (порядка 46%) и государственным (40%). Становым хребтом последнего являются пять так называемых научных «Обществ», каждое из которых объединяет целый ряд исследовательских институтов, а последние часто являются головными по отношению к группе исследовательских организаций. К ним примыкают семь Академий, образующих «Союз немецких академий» и работающих в тесном контакте с университетами. В пятерку столпов немецкой науки входят: 1. Немецкая исследовательская ассоциация. Она является аналогом американского Национального Научного Фонда: сама исследований не ведет, но финансирует исследовательские центры в 5-ти университетах, а также отдельные проекты в области естественных и гуманитарных наук, коллективные междисциплинарные проекты, а также проекты по совершенствованию ИР – совершенствование библиотек, информационных сетей и т.д., она также финансирует конференции, семинары, лекционные туры. В 2003 г. Ассоциация получила от правительства 762,5 млн. евро. 2. Общество Макса Планка. Объединяет 80 институтов, центров и групп. В общей сложности в обществе работает 12000 человек, в 2003 г. получило от правительства 524,5 млн. евро. 3. Общество Фраунхофера. В отличие от первых двух, специализирующихся на ФИ, оно является самым крупным центром ПИ в Европе. Объединяет около 80 организаций в 40 точках страны. Годовой бюджет – более 1 млрд. евро. От государства получило в 2003 г. 489 млн. евро. Остальное – по договорам, главным образом от промышленности. 4. Ассоциация им. Лейбница. Объединяет сравнительно небольшие исследовательские организации и организации сервиса науки и техники, которые имеют общегерманское значение и/или выполняют госзадания. В пяти секциях общества объединены 84 организации, суммарный штат которых насчитывает 12500 человек, а годовой бюджет составляет 950 млн. евро. От федерального правительства в 2003 г. получило 407 млн. евро. 5. Ассоциация имени Гельмгольца. В нее входит 15 центров со штатом 24 тыс. сотрудников и бюджетом 2,2 млрд. евро в год. От федерального правительства в 2003 г. получила 1,7 млрд. евро. Направления работ: здоровье; транспорт и космос; науки о земле и экология. В Японии, в отличие от США и ФРГ, четко выражена своего рода финансовая автаркия секторов, то есть каждый сектор практически потребляет все выделяемые им на ИР средства. С частным сектором правительство работает много и тесно, но в основном не по линии финансов. Например, в 2002 г. государство потратило на науку 3450 млрд. иен. Из них в своих национальных институтах оно освоило 1440 млрд. В университетский сектор, но опять-таки, «своим», государственным университетам и колледжам выделило 1670 млрд., и только 340 млрд., то есть 9,8% бюджета ИР было направлено частному сектору. Примерно так же ведет себя частный сектор (государственным НИИ – 0,97% своих общих затрат на ИР). Что касается университетов, то они в Японии, как и в других странах «на сторону» денег не отдают. Мы выяснили, куда идут государственные средства, выделяемые на науку. Второй вопрос – какие направления исследований государство считает необходимым поддерживать, вопрос приоритетов. У всех трех стран, да и у всех вообще развитых государств они практически совпадают, особенно в укрупненном виде. На первом месте в качестве приоритета приоритетов стоят ФИ. (В Японии они считаются слабым местом научно-технического потенциала). В конечном счете именно от ФИ зависит уровень всего научного потенциала, его инновационная способность и прочие качественные параметры. Но следует иметь в виду, что ФИ сегодня не отделены от ПИ стеной, напротив они сближаются, и в ряде дисциплин практически уже невозможно отделить одни от других, причем происходит это на наиболее сегодня перспективных новых направлениях. Целый ряд стран, по свидетельству ОЕСД вообще уже не представляют отдельно данных о ФИ. К их числу относятся ФРГ, Великобритания, Канада. (Ориентировочно правительство США в 2004 г. потратило на ФИ 118 млрд. долл., ФРГ – 8 млрд. евро, а Японии в 2003 г. – 5,4 млрд. долл.). За фундаментальными исследованиями следуют еще две группы приоритетов. Первая охватывает наиболее перспективные в инновационном и коммерческом плане технологии – информационные, биотехнологию, нанотехнологию, создание новых материалов. Вторая – технологии, наиболее важные для хозяйства страны, – энергетику и т.п. Финансирование осуществляется либо по конкретным проектам, либо институционально, когда деньги выделяются организации в целом, и она сама ими распоряжается. В США практически всегда применяется проектное финансирование с отбором проектов по методике «merit review», то есть тщательной экспертной оценки. Последняя разработана и внедрена Национальным Научным Фондом, но сегодня ею пользуются все финансирующие науку американские ведомства. В ФРГ и Японии используются оба метода финансирования ИР, но постепенно (особенно в ФРГ) проектное вытесняет институциональное.
II. Финансирование науки в рамках Европейского Союза. Европейский Союз организует и финансирует так называемые «рамочные программы ИР» – пятилетки, построенные таким образом, что последний год текущей программы является первым годом следующей. В настоящее время действует 6-я программа и подготовлена 7-ая. В отличие от предыдущих она рассчитана на 7 лет. В бюджете ЕС финансирование науки занимает 3,5%, львиная доля (42,1%) занимает поддержка с.х. На 6-ю программу было отведено в целом 18773 млн. евро. По содержанию в программах два типа тем – «вертикальные», содержащие конкурсно отобранные проекты по широкому кругу исследовательской тематики (науки о жизни, информационные технологии, нанонауки, аэронавтика, космос, энергетика и т.д.), и «горизонтальные» – касающиеся всех научных дисциплин (поддержка международной кооперации, наука и общество, вопросы инфраструктуры и т.д.). В 6-ой и 7-ой программах большое внимание уделяется организации и укреплению «Европейского исследовательского пространства» – перспективе объединения научных потенциалов стран Западной Европы подобно тому, как произошло объединение валют. Сегодня годовой исследовательский бюджет ЕС равен пример 2,5% суммы ежегодных национальных расходов на науку стран-членов Союза.
III. Деятельность ОЕСД. Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 30 стран Европы, Америки, Азии и Австралии, а также имеющая договоры о сотрудничестве еще со 100 странами разных регионов («наблюдатели») мира, не является финансирующей науку организацией, она сама существует на взносы постоянных членов (размер взноса определяется в зависимости от ВВП страны) и на заработки от работ, выполняемых по договорам, в том числе и для членов организации. Основной бюджет (взносы) ОЕСД в 2003 и 2004 гг. составили соответственно 187,5 и 190,3 млн. евро. Реальный бюджет в полтора-два раза больше. Штат организации насчитывает около 2000 человек, из них порядка 700 экономистов, юристов и ученых других специальностей. ОЕСД регулярно издает статистические материалы об экономике, а также о науке входящих в нее стран, включая имеющих статус наблюдателя. Кроме того, она издает различные обзоры по странам, регионам и проблемам. В общей сложности публикуется до 250 различных материалов в год, и ОЕСД считается одной из крупнейших международных организаций. * * * В заключение приведем таблицу, где сопоставлены два основных показателя финансирования науки (НЗ и доля ГЗ в них) в странах «большой восьмерки». Мы опираемся на материалы последнего выпуска «Основных показателей развития науки и техники» в странах ОЕСД, опубликованного в мае 2005 г. Таблица 4 Общенациональные расходы на науку и участие
При оценке данных таблицы следует учитывать численность населения перечисленных в ней стран. В ФРГ оно насчитывает 82,5 млн. человек, во Франции – 59,8 млн., Англии – 59,3 млн., Италии – 57,6 млн., США – 290,8 млн., Японии – 127,6 млн., Канаде – 31,6 млн.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|