Кулькин, Анатолий Михайлович

16:24
ВВЕДЕНИЕ (Власть. Наука. Общество.)

ВВЕДЕНИЕ

(Власть. Наука. Общество.)

 

Среди множества изменений, которые произошли в жизни человеческого общество за последнее столетие, одним из наиболее весомых, бесповоротных и перспективных является новый статус и роль науки. Перемена эта внешне не столь драматична  как революции, войны или распад колониальных империй, но по значению своему для судеб людей и самой планеты им не уступает. Суть ее заключается в том, что наука за короткий по историческим меркам промежуток времени, измеряемый десятилетиями, превратилась из конгломерата нескольких абстрактных, в большинстве своем мало связанных с практикой теорий в неотъемлемое и ведущее звено системы производительных сил, от деятельности которого непосредственно, причем решающем образом, зависит и темп развития последних. Благодаря науке коренным образом трансформировалась технологическая база жизнедеятельности общества, изменился быт и характер труда большей части человечества. Во власти людей оказались невиданные по своей мощи источники энергии, потенциально обладающие огромными созидательными или разрушительными возможностями.

В итоге уровень развития науки и техники стал одним из основных факторов, определяющих благосостояние и позиции той или иной страны на мировой арене, потеснив такие традиционные показатели как размеры территорий, богатство природных ресурсов, численность народонаселения, климат и т.п. Естественно, что в этих условиях сама наука, все стороны ее функционирования, превращаются в объект пристального внимания со стороны государства. Появляется новая приоритетная отрасль государственной деятельности – научно-техническая политика. Создаются органы власти, ответственные за эту политику задача которых сегодня формируется как поддержка, развитие и обеспечение оптимальных условий использования национального научно-технического потенциала.

Что имеется ввиду под этим термином? Наиболее четким и достаточно полным представляется следующее определение «Научно-технический потенциал – это совокупность кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, которыми располагает сфера наука-техника, а также организационных и управленческих структур, обеспечивающих функционирование этой сферы». Такое определение применимо к потенциалам любого масштаба – страны или группы стран, отдельного региона, отрасли, подотрасли и т.д.

Из определения логично следует и система количественных и качественных показателей, которые используются для характеристики или измерения научно-технического потенциала, а также для сравнения потенциалов разных государств и отраслей. Последняя задача (сопоставление потенциалов) зачастую осложняется различиями в системах статистики и применяемой в ведущих промышленных странах мира. Для получения сравнимых характеристик приходится идти на сложные пересчеты и допущения, снижающие достоверность результатов. В настоящее время статистические службы России предпринимают шаги по унификации отечественных показателей с принятыми в большинстве стран мира. Задача эта очень трудоемка и на ее решение требуется значительное время.

Однако трудности прямых сопоставлений ни в коей мере не снижают актуальность тщательного, постоянного слежения за состоянием, динамикой и основными направлениями развития зарубежной науки и техники. Напротив, в условиях начавшихся крупным преобразований российской экономики и всего общества, анализ научно-технического потенциала передовых государств и их научно-технической политики остро необходим для правильной ориентации отечественных реформ, в том числе и в сфере науки, для становления отечественных органов управления этой сферой.

Лидирующее положение среди мировых научно-технических держав занимают Соединенные Штаты Америки. Их лидерство сформировалось непосредственно в годы после второй мировой войны и сохранилось по сей день. Поэтому многие тенденции, характерные для современного мира и науки в целом, проявляются в США раньше и отчетливее, чем в других странах. Это в равной мере относится к явлениям как позитивным, содействующим дальнейшему научно-техническому прогрессу общества, так и к негативным, к проблемам и трудностям, с которыми сталкивается современная наука. Американцам часто приходится первыми иметь с ними дело, искать способы преодоления препятствий. Обществоведы других стран, как и их правительства, с особым вниманием наблюдают за всеми сдвигами, происходящими в научно-техническом потенциале США. Именно такая задача – оценка состояния проблем и тенденций развития научно-технического потенциала Соединенных Штатов – стоит и перед авторами настоящего исследования.


СОДЕРЖАНИЕ

Категория: Власть, наука, общество : система гос. поддержки науч.- техн. деятельности: опыт США | Просмотров: 186 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0