Кулькин, Анатолий Михайлович

17:32
ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМАТИКИ В ОБЗОРАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СТРАНАМ ОЭСР

Хантер К.П.

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМАТИКИ В ОБЗОРАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СТРАНАМ ОЭСР

Hunter C.P. Shifting themes in OECD country reviews of higher education // Higher education OnlineFirst. – 2013. – May. – P. 1–17. – DOI:10.1007/s10734-013-9630-z.

Автор, сотрудник Университета Британской Колумбии (Канада), анализирует изменения в дискурсе в различных областях политической экономии, в частности влияние этих изменений на тематику в обзорах по высшему образованию.

С 1980‑х годов произошли заметные перемены в мировой экономике – переход от так называемой классической неолиберальной парадигмы в сторону пересмотра и смягчения неолиберальных составляющих.

ОЭСР – сложная и динамичная организация, которая оказывает огромное влияние на формирование политики во многих областях жизни в странах-членах. Поэтому ее эксперты тщательно изучают проекты, стратегии и цели, разрабатываемые в рамках этой организации. Они не остаются статическими и постоянно меняются. В конце 1970‑х и в начале 1980‑х годов страны ОЭСР столкнулись с серьезными вызовами – глубокой рецессией, инфляцией и растущей на этом фоне безработицей. Старая классическая кейнсианская парадигма, означающая экономику, направленную на стимулирование спроса на товары и услуги, уже не удовлетворяла экономистов. Возникла необходимость разработки новой неоклассической модели, которая отразила бы новые тенденции в мировой экономике. Эта модель получила название «неолиберальная». Согласно этой модели, основной фокус сделан на производстве товаров и услуг и повышении производственного потенциала. Однако неолиберальная модель была признана специалистами несправедливой в социальном плане.

За последние десятилетия произошли грандиозные события в мире: мировые экономические кризисы; стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий; создание Европейского союза; появление новых игроков – Индии и Китая; озабоченность по поводу климатических изменений и экологии. В дискурс вернулись такие термины, как «социальный капитал» и «бедность». Эти перемены оказали огромное влияние на различные сферы жизни наций, в том числе и на высшее образование, которое вынуждено отвечать на новые вызовы. Они требуют пересмотра и переоценки экономической парадигмы, поскольку многие страны чувствуют себя экономическими маргиналами. И высшее образование должно сыграть в этом ключевую роль.

Происходят перемены и в ОЭСР: в 1996 г. генеральный секретарь этой организации Дональд Джонстон (D. Johnston) провозгласил начало реформ, направленных на «включенность, охват и транспарентность» (с. 2). ОЭСР укрепила сотрудничество с организациями гражданского общества и заключила соглашения с Бразилией, Китаем, Индией, Индонезией и Южной Африкой. В 2010 г. в состав ОЭСР вошли Словения, Эстония, Чили и Израиль. Россия подписала проект о вступлении.

Чтобы определить, насколько перемены затронули сектор высшего образования, автор провела исследование изменения тематики в обзорах по высшему образованию. Данными для этого исследования послужили два набора документов, опубликованных в последние десятилетия. Они содержат обзоры систем высшего образования в разных странах ОЭСР и рекомендации по его реформированию. Набор документов, озаглавленный «Первые годы третичного образования» (The First Years of Tertiary Education), – первый тематический обзор высшего образования в нескольких странах – опубликован в 1996–1998 гг. Другой набор документов «Третичное образование в экономике, основанной на знании» (Tertiary Education for the Knowledge Based Economy) опубликован в период 2006–2009 гг.

Автор подробно рассматривает термин «неолиберальный». Она считает, что это понятие до сих пор не обрело полной ясности. Его связывают с такими экономистами, как Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Стиглер, К. Поппер, М. Поланьи, и такими политиками, как Р. Рейган и М. Тэтчер, а также таким феноменом, как Вашингтонский консенсус (Washington Consensus)[1]. Основной тезис неолиберализма заключается в центральной роли саморегулирующегося рынка и в наименьшем вмешательстве государства. По словам Д. Харви, «высокий уровень благосостояния людей может быть достигнут с помощью обеспечения индивидуальных предпринимательских свобод» (цит. по: с. 3).

Неолиберализм, считает автор, нужно рассматривать в процессе его развития, а не как застывшую идеальную модель. При этом она выделяет три основных элемента: развертка (rollout), франкирование (flanking) и компенсация (countervailing). Развертка означает усиление структур и перспектив, сопровождающих процесс либерализации. Это более глубокое расширение и проникновение рыночных отношений в различные области, например в сферу образования. Франкирование помогает снижать негативные социальные эффекты с помощью нерыночных решений проблем, в то же время усиливая основные посылки неолиберализма. Компенсация – это стремление «сгладить» неолиберализм с помощью демократизации политики и введения альтернативных посылок.

Ключевые темы рассматриваются в документах ОЭСР на трех уровнях: контекст, цели и стратегии. Все три уровня тесно связаны между собой и перекрывают друг друга: контекст влияет на определение целей, а цели в свою очередь определяют стратегии.

Третичное образование (1996–1998). Основная тема в документах этого периода – массификация высшего образования, вызванная новыми потребностями – повышением спроса на образование. До 1960‑х годов высшее образование получала небольшая часть населения, к 1996 г. количество поступивших в вузы достигло 50% от числа окончивших школу. Многие страны стремились удовлетворить потребности в образовании, и оно из элитарного стало превращаться в массовое. Однако безработица росла, и изменились цели высшего образования: если раньше основная роль университетов заключалась в производстве знания, то в новых условиях фокус был сделан на их практическом применении и на развитии профессионально-технического образования.

Растущая массификация образования вызвала финансовые проблемы и изменения в научной и образовательной политике. Появилась угроза снижения качества предоставляемого вузами образования. «Использование уже имеющихся практик в то время, когда состав студентов столь разнообразен по своему происхождению и культурному багажу, а ресурсы столь ограничены, может угрожать качеству и эффективности» (цит. по: с. 5). В связи с этим появляются понятия эффективности, обеспечения качества и подотчетности, перед высшим образованием поставлены новые задачи – равные возможности, качество и эффективность.

Чтобы добиться качества и эффективности, эксперты предлагали две стратегии – институциональную автономность и снижение ответственности государства. Они трактовались как ключевые элементы будущего развития. Вводятся такие понятия, как «конкуренция», «направленность на рынок», «институциональное антрепренерство». Предполагалось, что достичь повышения качества образования помогут улучшение учебных программ, новые методики обучения и новые источники доходов.

С этими стратегиями тесно связаны темы разнообразия и гибкости, которые выражаются в разнообразии предоставляемых студентам учебных программ, используемых методик преподавания и увеличения типов университетов. Студенты должны получить широкий выбор высших учебных заведений и образовательных программ. Эти темы появились в ответ на возросшую потребность в разнообразных профессиях и компетентностях.

Во всех обзорах этого периода, по словам автора, можно проследить темы сотрудничества не только внутри самой образовательной системы, но и с внешними партнерами (региональными и национальными правительствами, зарубежными партнерами, общественными и частными акционерами, профессиональными сообществами). Особое значение придавалось тесному сотрудничеству с работодателями. Промышленность в качестве партнера рассматривалась как возможность для студентов пройти практику на производстве и получить практические навыки в своей профессии. Партнеры из промышленности выступали консультантами при составлении и экспертизе учебных программ и курсов, а также при оценке работы студентов и преподавателей. Главная цель при этом – высшее образование должно стать более гибким, чтобы соответствовать новым потребностям рынка труда.

Еще одна тема – ориентация на клиента. Здесь основная задача – обеспечить большее количество студентов возможностью удовлетворить свои потребности и интересы и получить соответствующую квалификацию. Особенно это важно для студентов из малоимущих семей, для которых барьером служит высокая стоимость образования, работающих студентов или студентов из групп населения, не представленных в высшем образовании. Но студенты – не единственные клиенты: клиентами могут быть и работодатели, и, шире, общество и экономика страны. Здесь опять акцент сделан на сотрудничестве с индустрией и на организации практической работы.

Вторая главная цель – обеспечение равных возможностей в доступе к образованию, основные угрозы которым – финансовые ограничения и упор на достижение эффективности и качества. Неравенство в доступе к образованию трактуется как недемократический, несправедливый и неэффективный подход и пустая трата человеческого капитала. Предлагаемые стратегии для достижения равенства – разнообразие и ориентация на клиента.

Таким образом, резюмирует автор, основными темами и предлагаемыми стратегиями в обзорах по высшему образованию в период 1996–1998 гг. являются: 1) институциональная автономность; 2) разнообразие/гибкость; 3) сотрудничество; 4) ориентация на клиента.

Третичное образование для экономики знаний (2006–2009). В конце 2000‑х годов дискурс высшего образования претерпел значительные изменения, появились новые вызовы: глобализация, формирование экономики, основанной на знании, осознание того факта, что, для того чтобы быть конкурентоспособными и добиться экономического роста, государства должны производить и накапливать знания и инновационный потенциал. Для достижения этой цели необходимо сделать упор на знания и компетенции, необходимые для конкурентной экономики. Меняются и способы финансирования: снижается роль государственных и возрастает роль дополнительных источников финансирования.

Равенство теперь описывается в терминах «равный доступ», «равный успех»: основной акцент – на расширении возможностей образования для малоимущих слоев населения, людей с огра-
ниченными возможностями и т.д. Появляются термины «образование в течение всей жизни», «непрерывное образование» (lifelong learning). В связи со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий стираются географические и временные границы, что ведет к возникновению новых возможностей и методов в обучении, например онлайн-образование.

Для развития инновационного потенциала необходимы следующие факторы: 1) учреждения высшего образования соответствующего уровня; 2) конкуренция между вузами; 3) усиленное образование по естественным и техническим дисциплинам (science/ technology/engineering/mathematics – STEM). STEM означает повышение количества студентов и их усиленную подготовку в этих дисциплинах, более тесное сотрудничество с промышленностью и увеличение финансирования научных исследований. При этом имеются в виду как фундаментальные, так и прикладные исследования. Однако основной акцент сделан на коммерциализации ИР.

В этот период меняются способы финансирования высшего образования: роль государства снижается. Вузы должны конкурировать и находить новые источники доходов. Но основные поставщики денежных средств – это клиенты, т.е. сами студенты и их родители. Значительную долю вносят исследователи, сотрудничающие с промышленными компаниями, и другие заинтересованные стороны.

В статье приводится таблица, в которой автор свел воедино основные темы и их изменение, обнаруженные в обзорах по высшему образованию в последние два десятилетия.

 

Таблица (с. 10)

Основные темы, содержащиеся в данных обзоров ОЭСР

 

1990-е годы

2000-е годы

Контекст

Высокая безработица

Массификация, вызванная спросом

Финан-
совые
кризисы

Неквалифицированная рабочая сила

Необходимость
расширения высшего образования

Конку-
ренция
социальных услуг

Фокус

Профессиональное образование

Эффективность/
качество

Профессиональное
образование

Эффективность/качество

Цели (Ц)

Ц1. Повышение эффективности высшего образования

Ц2. Равный доступ к высшему образованию

Ц1. Повышение эффективности высшего образования

Ц2. Равный доступ к высшему образованию

Ц3. Повышение инновационного
потенциала

Ц4. Сокращение государственного
финансирования

Перво-
очередные стратегии

Автономия вузов (Ц1)

Снижение роли государства (Ц1)

Разнообразие/гибкость (Ц1>Ц2)

Конкуренция вузов (Ц1)

Сотрудничество с промышленностью, обществом, организациями (Ц1>Ц2)

Ориентация на клиента (Ц1>Ц2)

 

Автономия вузов (Ц1, Ц3, Ц4)

Снижение роли государства (Ц1, Ц3, Ц4)

Разнообразие/гибкость (Ц1, Ц3, Ц4>Ц2)

Конкуренция вузов (Ц1, Ц3, Ц4)

Сотрудничество с промышленностью, обществом, организациями (Ц1, Ц3, Ц4>Ц2)

Ориентация на клиента (Ц1, Ц3, Ц4>Ц2)

Формирование научно-технического потенциала (STEM) (Ц3)

Большая доля финансирования за счет студентов (Ц4)

             

Как видно из таблицы, оба периода имеют схожие контексты, которые выражены по-разному. В результате появляются новые цели и стратегии, и происходит значительный сдвиг в дискурсе.

Разработка стратегий в первый период была сделана на следующих допущениях: 1) высшее образование должно готовить людей для трудовой деятельности; 2) чтобы добиться эффективности, необходимо дать вузам автономию и заставить их конкурировать; 3) роль государства – предоставить возможности для автономии и конкуренции вузов; 4) студенты, вузы и промышленность должны сотрудничать на основе своих интересов; 5) важно качество преподавания; 6) высшее образование помогает сократить экономическое и социальное неравенство; 7) каждый гражданин, который заинтересован в образовании, должен иметь к нему доступ; 8) равный доступ важен сам по себе, а не в экономических целях.

Во второй период в обзоры были внесены некоторые уточнения: 9) необходимые для трудовой деятельности знания и умения меняются с большой быстротой; 10) государства должны развивать свой инновационный потенциал, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке; 11) инновации требуют развития высокого научно-технического потенциала (STEM); 12) конкуренция способствует развитию инноваций; 13) высшее образование необходимо расширять; 14) большую значимость для развития страны имеет превосходство в исследовательской деятельности; 15) конкуренция требует высококвалифицированных работников; 16) роль высшего образования – подготовка высококвалифицированных кадров; 17) те, кто получает наибольшую выгоду от высшего образования, должны делать наибольший финансовый вклад; 18) хотя выгоду получают индивиды и общество в целом, наибольшую выгоду получает частный сектор.

Таким образом, резюмирует автор, проведенное исследование показало, что за последние десятилетия в дискурсе высшего образования произошел значительный сдвиг в сторону парадигмы экономики знаний. Неолиберальная экономическая политика направлена на развитие продуктов и услуг и сосредоточена на повышении производительного потенциала. Экономика знаний основывается на инновациях и производительном, высококвалифицированном труде. Больший акцент сделан на производстве, а не на потреблении, и ключевым ресурсом в ней являются знания. Основной поставщик знаний – высшее образование, т.е. преподаватели, которые готовят кадры, ученые и исследователи, которые производят знания. Без них нет пути в экономику знаний.

М.П. Булавинова

 

[1] Вашингтонский консенсус – тип макроэкономической политики, который в конце XX в. был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих экономический кризис. – Прим. реф.

Категория: РЕДАКТОР/ИЗДАТЕЛЬ | Просмотров: 719 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0