23:40 Партнерство науки и власти. | |
Анатолий Кулькин
Партнерство науки и власти. Возможно ли оно в современной России?
Власть, ставшая на путь экономии финансовых средств за счет науки, фактически совершает предательство по отношению к ней. Наука не прощает измены и предательства: экономия – то мизерная, а утрата невосполнимая; так как власть обрекая гражданскую науку на тотальное разрушение, тем самым в ее лице лишает себя разума чего стоит власть, если она не может вести конструктивный диалог с сообществом ученых, а с олигархами/грабителями может; чего стоит правительство, которое не может употребить власть, чтобы покончить с организованной преступностью и коррупцией. Всем ясно, что криминальная деятельность в стране представляет угрозу российской государственности, а, следовательно, и экономическому росту и цивилизованному бизнесу.
Своеобразие государственной организационно-управленческой системы научной деятельностью в России состоит в том, что она расколота на две несовместимые части. Они возникали вначале 1990-х гг. в результате незавершенной реформы организационной структуры науки на государственном уровне. Первым серьезным достижением реформы стало – РФФИ. Создавая РФФИ, российское правительство и Российская академия наук опирались на многолетний опыт зарубежных стран, где разного рода фонды, государственные и частные, успешно действуют на протяжении многих десятилетий. Основной моделью послужил национальный научный фонд (ННФ) США, организованный в 1950 г. и являющийся главным правительственным ведомством, отвечающим за развитие фундаментальной науки в стране. Закон о ННФ дебатировался в Конгрессе США необычно долго – около пяти лет.
*****
Фонды поддержки науки являются совершенно новыми для России, особенно в составе российской управленческой системы, прямым следствием и одним из немногих реальных достижений реформ. На сегодняшний день наибольшее значение приобрели три крупных фонда: 1.Российский фонд фундаментальных исследований 2.Российский гуманитарный научный фонд 3.Российский фонд технологического развития. Есть и ряд других фондов меньшего масштаба, в том числе региональные, местные, городские. Все три вышеперечисленные фонды являются государственными и тесно связаны либо с РАН, либо с Минобрнаукой. В эту группу следует зачислить и зарубежные фонды. Появление их на российской сцене напрямую связано с реформами и может быть зачислено в актив последних. Хотя к структурам, управляющим нашей наукой, они не относятся, однако финансовую поддержку российским научным организациям и отдельным ученым они в самый трудный момент оказали весьма существенную. Это необходимо отметить как факт.
******
| |
|