Кулькин, Анатолий Михайлович

17:22
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, как никогда, роль знания в обществе стремительно возрастает. XXI в. – век экономики, основанной на знании, век общества знания, век информационного общества. Устойчивое развитие каждой страны теперь определяют знания, новые идеи, человеческий капитал, т.е. высококвалифицированные образованные специалисты, способные работать творчески, находить новые, оригинальные решения тех или иных задач. Поэтому подготовке таких кадров необходимо уделять самое пристальное внимание, начиная с ранних этапов обучения. От качества человеческого капитала зависит будущее любой страны, которая не хочет оставаться на периферии мирового развития.

В последние несколько десятилетий резко возросли ожидания и требования к высшему образованию со стороны общества и государства, и высшее образование претерпело большие трансформации. Большое влияние на это оказали грандиозные изменения во всех областях жизни: глобализация, глобальная конкуренция, развитие информационных технологий, экономические выгоды от применения знаний, массификация высшего образования т.д. В научной литературе, посвященной проблемам высшего образования, появляются новые понятия и термины, связанные с этими изменениями: «общество знания», «информационное общество», «экономика знаний» и связанные с ними «диверсификация высшего образования», «интернационализация высшего образования», «обучающееся общество», «непрерывное образование», «онлайн-образование» и т.д. Стремительно меняется роль высших учебных заведений, которые становятся не только «кузницей кадров» и местом, где производятся знания, но и их активными распространителями. Ученые участвуют в коммерциализации результатов своей исследовательской деятельности и становятся предпринимателями. Они осуществляют связь с промышленностью, государством и обществом. Такие термины, как «академический капитализм», «предпринимательский университет», «университет мирового класса», отображают перемены, которые активно воздействуют на форму и содержание высшего
образования.

Традиционная система образования уже не справляется с решением насущных задач, она должна меняться под давлением новых вызовов, больше соответствовать новым условиям и становиться более гибкой и разнообразной. Правительства многих стран на всех континентах сегодня озабочены проблемами реформирования национальных экономических и социальных систем, в том числе и систем образования, которые играют ключевую роль в построении общества знания. Такие процессы происходят не только в развивающихся странах и государствах догоняющего развития, но и в развитых странах, они охватили весь мир. Реформы касаются не только учебных программ, применяемых методик, но и организационных структур, систем управления университетами. Активно внедряются новые методы управления, например «новое общественное управление», «новый менеджеризм». Термин «новый менеджеризм» означает тип менеджмента, при котором в структурах общественного сектора широко используются ценности, управленческие методы и техники, организационные формы, применяемые в экономике и бизнесе. Новый менеджеризм существенно влияет на трансформацию управленческих практик в университетах. Эта трансформация может быть описана в терминах «эффективность», «динамичность», «автономность», «гарантия качества», «право собственности», «модернизация», «вовлеченность студентов в управление вузом» и т.д.

Особенно быстрый темп преобразования высшего образования, например в Европе, получили в 1990‑х годах с принятием Сорбоннской декларации (1998), Болонской декларации (1999) и Лиссабонской стратегии (2000). Первые две декларации инициировали процесс реформирования высшего образования не только в Европе, но и в других странах мира. Основная цель всех этих процессов – построение экономики, основанной на знании, инновационной экономики, в которой высшее образование играет ключевую роль как основной двигатель инновационного развития, производитель знания и поставщик высококвалифицированных специалистов.

По мнению многих экспертов, высшие учебные заведения начинают играть ведущую роль в обществе, и для успешного выполнения этой роли необходима тесная кооперация между университетами различных стран. Поэтому сегодня активно развиваются процессы интернационализации и повышения мобильности ученых, преподавателей, студентов и аспирантов. При этом большое значение имеет правовое регулирование, которое выражается в стандартизации и признании присваиваемых степеней, принятии соответствующих юридических законов, облегчающих проведение реформ (право на местопребывание для студентов, право детей мигрантов на образование и т.д.).

Интернационализация высшего образования рассматривается как ответ на глобализацию. Как правило, ее степень оценивается с помощью двух показателей – количества иностранных студентов и количества иностранных преподавателей и исследователей в вузе. Она тесно связана с репутацией вуза, поскольку является одним из индикаторов, по которому определяется место вуза в мировом рейтинге. Она также косвенно влияет и на всю деятельность вуза – качество и эффективность научной и преподавательской деятельности, трудоустройство выпускников и т.д.

Большую помощь в решении этих вопросов оказывают международные образовательные программы. Например, в Европе это флагманская программа по обмену студентами – «Erasmus», инициированная Европейской комиссией в 1987 г. Благодаря этой программе 2,2 млн студентов и 250 тыс. ученых и преподавателей получили возможность свободно переезжать, учиться и работать в европейских университетах. В этой программе задействованы
более 4 тыс. европейских вузов из 33 стран. Ее основная цель – объединить учащихся и преподавателей из разных стран в различных образовательных проектах и языковых курсах.

Цель этой и подобных программ – формирование единого «европейского пространства высшего образования» (European Higher Education AreaEHEA). Основные фундаментальные принципы EHEA разработаны в различных программных документах ЕС: внятная система сопоставимых степеней; двух-, трехуровневая система образования; общая система кредитов; повышение мобильности; кооперация в обеспечении качества образования; охват всей европейской системы образования; внедрение образования в течение всей жизни; партнерство различных организаций и студентов; привлекательность европейского образования; тесная связь «европейского пространства высшего образования» и «европейского исследовательского пространства» (ERA).

В последнее время кардинально изменилось положение университетов: они перешли с периферии общественной жизни и заняли центральное место в жизни как государства, так и отдельных регионов. Этот переход увеличил давление на вузы: повысился спрос на образование и вузы вынуждены приспосабливаться к новым условиям – конкурировать, бороться за репутацию, ресурсы и студентов. Это ведет к большим переменам, трансформациям в организации и управлении вузами, а также тесно связано с региональной политикой и управлением рынком труда.

Из организаций, предоставляющих услуги получения образования и услуги производства знания, университеты превращаются в организации, генерирующие инновации; они должны перейти от локального статуса к глобальному и от образовательного к предпринимательскому. Обе эти тенденции связаны с видением университета в качестве «мотора» экономического роста и социального развития в эпоху постиндустриализма. Они выступают основными игроками в глобальной системе знаний и корпоративной деятельности.

В инновационной экономике, где возрастает производство знаниеинтенсивных товаров и услуг, университеты выходят на передний план. В современной теории сложились три основные концепции, при помощи которых описываются инновационные системы: концепция национальной инновационной системы
(
National System of Innovation – NIS); модель тройной спирали (Triple Helix Model – THM) и концепция национального инновационного капитала (National Innovative Capacity – NIC), в каждой из которых значительное место уделяется научным исследованиям и университетам. Инновации – это результат сложного взаимодействия трех основных агентов – государства, промышленности и науки. Университеты – системообразующий элемент этой структуры, поскольку они производят человеческий капитал и знания, а государственные органы призваны играть поддерживающую роль, формулируя соответствующую промышленную и технологическую политику и финансируя фундаментальные исследования.

Вклад университетов в инновационный процесс осуществляется разными способами: подготовка квалифицированных кадров, заключение исследовательских контрактов, покупка лицензий, консалтинговые услуги и менее очевидная, но не менее важная деятельность – предоставление места для организации конференций, помощь в управлении научными сетями, подготовка стажировок. Поэтому университет сегодня – важный игрок в национальной инновационной системе, а связь между университетами, промышленностью и государством – важная составляющая инновационного процесса.

Все эти тенденции развития высшего образования подробно рассмотрены в представленных рефератах. Надеемся, что все, кто интересуется проблемами высшего образования, найдут в настоящем сборнике немало интересной и полезной в практическом плане информации.

М.П. Булавинова

Категория: РЕДАКТОР/ИЗДАТЕЛЬ | Просмотров: 719 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0