Кулькин, Анатолий Михайлович

22:15
Совершенствование информационной базы социальных и гуманитарных наук – важнейшее условие: их эффективного развития

А.М. КУЛЬКИН[1]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ

СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК –

ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ:

ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

 

Возрастание потока научной и технической информации вызвало к жизни новую сферу научного труда – научно-информационную деятельность, а затем и новую область исследований – теорию этой деятельности, информационную науку, как называют ее в англоязычной литературе, или информатику, как принято называть ее у нас в стране.

Первоначально эту новую область понимали почти исключительно как дисциплину, занимающуюся проблемами обработки, хранения и распространения научных документов. Зафиксированную в массиве документов информацию справедливо считали одним из важнейших ресурсов общества, сопоставимым по значению с такими ресурсами, как, например, энергия и рабочая сила. В задачи информационных служб, согласно такому пониманию, входило определение потребности в этом ресурсе и доставка его потребителю в наиболее Пригодном для использования виде.

Какова же специфика информации как ресурса научных исследований?

Если потребность в других видах ресурсов можно более или менее точно прогнозировать до начала работы, то информационные потребности выявляются и осознаются в значительной мере в ходе самого исследования. Фактически представление ученого о его информационных потребностях так или иначе модифицируется каждым новым сообщением, поступающим к нему. А по своим возможностям установленной обратной связи большинство современных автоматизированных информационных систем уступает даже простому библиотечному каталогу. Сегодня интенсивно разрабатываются так называемые диалоговые информационно-поисковые системы, работающие в реальном масштабе времени. Такие системы позволяют потребителю оперативно уточнять и модифицировать свой запрос по мере поя лучения промежуточных результатов поиска. Они будут гораздо больше соответствовать реальному поведению потребителей информации и информационным потребностям, зачастую значительно отличающимся от тех приблизительных формулировок, которые может дать им сам потребитель.

Изучение информационных потребностей – одна из ключевых проблем всей информационной работы. Сегодня в практике информационной деятельности эти потребности нередко бывают почтя тождественными запросу – словесной формулировке тематики и характера нужных документов, которые дает сам потребитель. Правда, в информационной деятельности существует понятие обратном связи – уточнения формулировки запроса на основе оценок, которые потребитель дает каждому направляемому ему документу. Однако выявление реальных, а не только осознаваемых в явном виде их носителями информационных потребностей все еще остается проблемой и для информационных служб, и для теории информационной деятельности.

Особенно осложнено изучение информационных потребностей в сфере общественных наук, где потребности очерчены значительно менее четко, чем в естествознании или технике, а терминов, с помощью которых можно было бы сформулировать эти потребности, зачастую просто не существует. Для анализа информационных потребностей в области общественных наук нередко привлекаются идеи и данные социологии и методологии науки, на основе которых были сделаны важные выводы о потенциальных информационных потребностях обществоведов и обосновании принципиальных отличий требований, предъявляемых к информационным системам в общественных науках от аналогичных требований в естествознании и технике. Наиболее общее из этих различий можно, вероятно, сформулировать следующим образом: сведения, избыточные в документе, относящемся к "жесткой" и кумулятивной науке, какой является любая отрасль естествознания, несут важную информационную нагрузку в документе, в относящемся к "мягкой" и некумулятивной науке, какими являются Науки общественные. Иными словами, при обработке и поиске документов по общественным наукам следует учитывать и отражать большую часть содержания этих документов, чем при обработке и поиске документов по естествознанию и технике. Более подробный методологический анализ позволяет конкретизировать эти требования и в Конце концов определить аспекты содержания документа, наиболее релевантные для того или иного потребителя.

Из-за отсутствия парадигмы, жесткой дедуктивной структуры и стандартизованных процедур исследований в общественных науках роль личности исследователя значительно выше, чем в науках естественных или технических, информативным (в смысле классической статистической теории информации) здесь оказывается практически весь текст документа. Отсюда большая сложность свертывания, невозможность или, точнее, бесполезность кратких рефератов, принятых в естествознании и технике, трудность кодирования и индексирования текстов.

Для изучения информационного обмена в области общественных наук весьма важен вопрос классификации знаний и научных документов. Он до сих пор чаще рассматривался библиографами и документалистами, чем специалистами в области соответствующих Наук. Наличие развитой системы классификации в естественных науках связано с их кумулятивным характером. Кумулирование в естественных науках происходит в двух формах: в форме кумуляции знаний, т.е. формирования определенных "блоков" знаний, используемых последующими исследователями для создания новых знаний как нечто данное, без изменений, и в форме кумулирования литературы, т.е. использования исследователями не просто определенных знаний, полученных предшественниками, но и самих текстов их работ. Нали­чие в общественных науках кумулирования второго типа очевидно из характера цитирования. Наличие же кумуляции знаний, безотносительной к создателям этих знаний, для общественных наук пока не доказано. Нестабильность концептуального аппарата и неустойчи­вость терминологии в общественных науках также способствует отсутствию строгих, общепринятых и упорядоченных классификаций этих наук.

* * *

Отличительной чертой нашего времени является глубокий, революционный по своему содержанию процесс перестройки всех сфер общественной жизни, включая науку, в том числе и весь комплекс общественных наук. Этот процесс имеет серьезные основания. Один из них заключается в осознании необходимости преодоления застойных явлений и отставания как в промышленной, так и в духовной сфере, возникших в годы тоталитарного правления. Другое основание связано с тем, что в самой объективной социальной реальности прoисходят глубокие революционные технологические изменения, ставящие перед обществом сложные и нетрадиционные вопросы, решение которых требует максимального напряжения интеллектуальных способностей и интенсивных исследований всего коллектива ученых обществоведов.

Институты секции общественных наук РАН и работающие в них ученые должны сосредоточить свои усилия, на основных направлениях, на решении крупных социальных задач и осуществить их на достаточно высоком теоретическом уровне. Ясно, что такая задача может быть решена лишь при наличии высококачественного информационного обеспечения, выполняющего ряд фундаментальных исследовательских функций. Первая из них — фактографическая, реализуется системой поиска всех фактических, в том числе и статистических данных, необходимых документов, нормативов и разнообразных эмпирических фактов, содержавшихся в соответствующих источниках. Без этого, без знания конкретных результатов, полученных и прочно установленных российскими и зарубежными исследователями, невозможно получить новые научные результаты, прийти к Глубоким обобщениям и фундаментальным гипотезам. Вторая функция — прогностическая, состоит в том, что система информации по общественным наукам на основе анализа тенденций и закономерностей мирового потока литературы позволяет выявить перспектив развития тех или иных направлений и с достаточной надежностью и; эффективностью прогнозировать возможности ряда новых феноменов в сфере обществознания. Третьяпознавательная функция информации заключается в том, что информационные издания и службы в эпоху сложных комплексных взаимосвязей между различными отраслями обществоведения, различными исследовательскими программами и направлениями позволяют специалистам получить компактные, апробированные и соответствующим образом подготовленные сведения о смежных научных областях, реализуемых в них идеях, методиках и получаемых результатах. Без этого деятельность современного ученого, на которого обрушивается поток информации, была бы просто невозможна. Наконец, культурная функция заключается в том, что научная информация по общественным наукам влияет на общий уровень информированности нашей интеллигенции, что в целом повышает ее информационную культуру и дает тот уровень осведомленности, без которого невозможны ни развитие самосознания, ни подлинная демократия и гласность.

Нет необходимости доказывать, что реализация этих функций требует особой организации, особых теоретических исследований, цель которых – изыскание методов повышения информационной эффективности экспериментально-поисковых работ, направленных на выявление оптимальных информационных структур и методов изучения информационных потребностей и путей их удовлетворения.

В результате обмена информацией в обществе происходит коронное совершенствование технических устройств по ее обработке и соответствующего программно-лингвистического обеспечения: магнитных дисков для хранения информации; персональных компьютеров, позволяющих создавать автоматизированные рабочие места, оснащенные не только необходимым банком данных, но и экспертной системой для консультаций (с базой знаний); разнообразного типа дисплеев; программных (языковых) средств. Именно развитие и совершенствование этих технических, программных и лингвистических Средств и определяет "технологический базис" современной и перспективной информационной среды, через которую пользователи включаются в информационные процессы.

Уровень развития информационной среды и ее удельный вес в народном хозяйстве в настоящее время становится показателем научно-технического прогресса, который является основой ускоренного социально-экономического развития.

Происходящее качественное преобразование информационной техники и технологии вынуждает отказаться от представления, согласно которому информационная индустрия является только производством услуг и продуктов потребления. Создание, развитие и поддержание информационной среды становится органичной частью материального производства, обеспечивающей необходимый ypoвень управления и совершенствования труда, соответствующей уровня структуры производственных отношений, которые смогут все большей степени осуществляться через информационную среду. Современное поколение людей является свидетелем формирования ин формационного типа производственных отношений, который в ближайшем будущем сможет занять определенное, далеко не последнее место во всех производственных сферах. Техника приобретает новых функции. Если прежде значение сводилось к овладению природным силами, то теперь она играет существенную роль в преобразовании структуры общества и в удовлетворении таких человеческих потребностей, как ощущение тесной связи с обществом, как творческая самореализация, преодоление отчуждения от культуры и т.д. Эта нош роль техники реализуется в большей степени через развитие информационной среды.

Информационная среда развивается по образцу библиотек, являющихся общественным хранилищем знаний конкретных людей. Она позволяет делать его общественным достоянием, доступ к которому практически не ограничивается барьерами пространства и времени, системой знаний отдельных лиц и коллективов. Это ставит перед обществом фундаментальную культурологическую задачу – интеграцию знаний, позволяющую использовать в практической деятельности весь опыт человечества, а не противопоставлять друг другу накопленные в разных культурах знания. Речь идет об использовании информсреды для диалога культур, а не монополистической экспансии наиболее технически развитых регионов планеты. Культурологические проблемы информатики пока только предвидятся — они еще заслонены в настоящее время узкотехническими проблемами, но именно первые в ближайшем будущем начнут играть решающую pi в развитии информсреды, в определении ее места, в развитии общества и человека.

Возникновение экспертных систем свидетельствует о недостаточности чисто инженерно-технического подхода к разработке информационной среды, с помощью которого стремятся достигнуть экономической эффективности, что не позволяет адекватно описать; социальные последствия информатизации. Возможно, что социальная среда экспертных систем послужила фактором, способствовавших росту их популярности, которая стоит (по некоторым данным) на втором месте после разработок в области генной инженерии.

Достижения в области информационной техники и технологии, обогатившие технологический базис информсреды, позволяют в широких масштабах создавать крупные и высокопроизводительные автоматизированные системы. Автоматизация научных исследований означает не только неизмеримое усиление энергетических возможностей человека, его органов чувств и абстрактно-логических функций, но и качественное изменение характера научного труда, переход от Простого разделения рутинных и творческих функций между ЭВМ и исследователем к плодотворному взаимодействию научного работника и автоматизированной системы в процессе научного исследования. Тем самым ставится и в конечном итоге будет решена проблема преодоления разрыва между творческой и предметно-чувственной деятельностью, восстановления универсальности научного труда. Производство научных приборов и оборудования на основе информационной техники и технологии является исходным моментом создания, расширения и обновления материально-технической базы Науки. От объема производства информационно-электронной техники, используемой при выполнении исследований и разработок, в ре­шающей степени зависит эффективность научно-исследовательской деятельности.

В эпоху интенсивного развития электроники и компьютеризации всех сфер производственной, социальной и духовной сферы общества решение всех этих задач применительно к системе вторичной научной информации по общественным наукам возможно лишь на базе создания и расширения автоматизированных информационных систем. Однако сами по себе такие системы не гарантируют в полном объеме решение постоянно возникающих новых задач. Мало обеспечить с помощью компьютеров и информационных систем скоростную работу по поиску комплекса источников или отдельных документов. Центр тяжести должен быть перенесен из собственно технической сферы, которая, будучи важной материальной основой, не устраняет всех существующих трудностей на область теоретических и прикладных исследований информации по общественным наукам. Именно с этой целью предлагается создать комплексную многоцелевую программу, в которой предусматривается решение следующих задач:

1. Создание экспертной системы по общественным наукам на базе ИНИОН с привлечением и использованием специальных экспертов высшей квалификации по всем направлениям обществоведения и из всех институтов секций общественных наук РАИ. Назначение этой экспертной системы – удовлетворять информационные потребности ученых в разнообразных сведениях, включая диагностику уровня исследований в различных странах, поиск и оценку компетентных специалистов, получение информации о научных учреждениях и центрах, стандартах и нормативах, экономических данных и т.д. Такая экспертная система, развивающаяся на основе постоянно расширяющейся базы данных и мощной базы знаний, сможет содействовать интенсификации и повышению качества всех исследовательских работ. Она резко сократит ряд рутинных операций и позволит ученым, особенно работающим в вузах и на периферии страны, приобщаться к научным результатам, получаемым в институтах РАН и за рубежом.

2. Формирование экспертной системы возможно лишь на основе целого ряда глубоких фундаментальных теоретических исследований по проблемам, связанным с систематизацией обществоведческих знаний, выявлением их латентных структур и связей, их механизмов развития и динамики Информационных запросов и потребностей. Такие исследования должны координироваться особым подразделением, которое могло бы опираться на поддержку и участие временных научных коллективов, создаваемых в соответствии с данной программой и на основании решения Президиума РАН всеми обществоведческими коллективами.

С принципиальной точки зрения, независимо от того, каким именно образом будет организована реализация программы, она! должна включать следующие исследовательские блоки:

а) теоретические исследования по типологии обществоведческих знаний;

б) логико-семантические исследования и логический анализ информационных сетей;

в) теоретические исследования экспертной базы данных;

г) анализ конструктивно-проектных требований к экспертной системе в связи с перспективой ее работы в режиме реальной эксплуатации (запрос, ответ, оценка надежности, инновация данных, совершенствование управления и т.п.);

д) исследование способов получения и организации экспертных знаний (стимуляция, социально-психологический аспект);

е) изучение способов долгосрочного прогнозирования работы экспертной системы;

ж) разработка способов контроля допуска и использования экспертиз;

з) анализ социально-экономических, когнитивных, квалификационных, психологических и других аспектов внедрения, функционирования экспертной системы.

Кроме того, для успешной работы экспертной системы необходима гарантированная возможность создания в ее базе данных адекватных моделей профессиональных знаний. Учитывая, что знания человека и хранимая в ЭВМ информация – это качественно разные вещи и соотнести то и другое – задача, требующая для своего решения специализированных методов и специально подготовленных кадров, необходимо уже сейчас приступить к организации процесса Вручения и подготовки специалистов по выявлению содержания знаний экспертов-профессионалов и представления его в базе знаний экспертной системы. Необходимо всем подразделениям ИНИОН приступить к изучению информационных потребностей, процессов ИХ формирования и удовлетворения.

Каждая из этих позиций должна быть тщательно разработана и превращена в раздел программы, увязанный и согласованный с другими разделами. Поскольку, с одной стороны, уже накоплен некото­рый опыт создания экспертных систем, а с другой – настоящие экспертные системы по общественным наукам, способные реализовать все указанные выше информационные функции, еще не существуют. По крайней мере, если речь идет об эффективном и реальном режиме работы, то реализация предлагаемой программы и создание соответствующей экспертной системы представляется творческой, перспективной, интересной и богатой социальными и научными последствиями задачей, решение которой могло бы вывести ИНИОН и сотрудничающие по этой программе учреждения на уровень мирового лидера по разработке подобных систем.

 

[1] Кулькин Анатолий Михайлович - доктор философских наук, руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОНРАН.

 

Категория: СТАТЬИ | Просмотров: 164 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 5.0/2