Кулькин, Анатолий Михайлович

17:45
Наука в глазах широкой общественности

2.2. Наука в глазах широкой общественности

В данном разделе мы постараемся осветить уровень интереса к науке, отношение к ней широких слоев населения развитых стран с учетом уровня его научной грамотности и некоторые проблемные вопросы развития науки, затрагивающие интересы простых граждан. Во многом все это определяется степенью информированности населения, поэтому прежде всего выясним, откуда оно черпает знание и о состоянии науки и ее проблемах. Материалами в этом случае являются данные социологических опросов, которые с большей или меньшей регулярностью проводятся во многих странах. Особенно активны социологические службы США. В часто упоминавшемся выше докладе президента США Конгрессу о состоянии науки и образования – «Индикаторах науки и техники» (Science and Engineering Indicators) – всегда есть раздел об отношении населения к науке, о понимании гражданами научных терминов, об их мнении о различных актуальных научных проблемах. Составители раздела в последних выпусках используют не только американские данные, но и материалы других стран – Европейского Союза, Канады, Китая, Японии, Кореи, Малайзии, России. Например, в докладе 2006 г. было использовано 19 источников. В опросах, проводившихся национальными и международными организациями, участвовало от 800 до 8 тыс. респондентов, а погрешности оценок не превышали 3,1%. Ниже мы пользуемся в основном данными этого доклада (36).

Результаты обследований свидетельствуют, что большинство взрослых людей во всем мире узнают о последних достижениях науки и техники из телевизионных передач. Интернет тоже используется широко, но от телевидения пока значительно отстает. В то же время он является единственным источником, число пользователей которого непрерывно возрастает год от года. Кроме того, он лидирует среди источников, к которым люди обращаются по собственной инициативе, чтобы получить информацию о какой-либо научно-технической проблеме. Телевидение неинтерактивно, да к тому же, общедоступные телевещательные сети уделяют науке мало внимания. Например, в 2005 г. американское телевидение показало 25 программ, посвященных науке и технике. Это само по себе мало, да к тому же по PBS-каналу, который смотрят почти все семьи США, транслировались только три из них, а остальные – по кабельным и спутниковым каналам, специализирующимся на разного рода популярных программах о науке (Science Channel, National Geographie, History Channel, NASA TV и т.д.), где количество зрителей гораздо меньше. Вообщем, большинство телезрителей узнают о достижениях науки и техники главным образом из программ новостей и иных передач, где научные сведения или сведения о науке основным содержанием не являются. По данным 2004 г., для половины американце (51%) TV является главным источником новостей вообще. На втором месте были газеты, на третьем – Интернет (соответственно 22% и 12%). Четвертое и последующие места в качестве основных источников информации заняли: радио (8%), журналы (3%), друзья и коллеги (3%) и на последнем месте – книги (1%). Это вполне объяснимо, так как книги обычно не содержат текущих новостей общего плана.

На вопрос об основном источнике новостей о науке и технике ответы расположились сходным образом, но не идентично предыдущим: телевидение (41%), Интернет (18%), газеты и журналы (по 14%), книги (5%), друзья и знакомые (4%), прочие источники (2%), а 1% респондентов не смогли назвать вообще ни одного источника, поскольку, видимо, наукой и техникой просто никогда не интересовались. По сравнению с 2001 г. наиболее заметным изменением стало увеличение числа ответов в пользу Интернета. В 2001 г. он занимал второе место после TV, но с гораздо большим отрывом.

Что же касается информации по специфичным конкретным вопросам, в тот или иной момент интересующих респондента, то на первом месте среди источников с большим отрывом, естественно, располагается Интернет (52%), TV отходит на далекое второе место (13%) и практически выравнивается с книгами (12%), журналы занимают четвертое место (9%), затем следуют прочие источники (5%), друзья и коллеги (2%), а 1% опять ответили «не знаю».

Когда люди черпают свои познания о науке и технике из телевизионных передач типа новостей, этот процесс не является целенаправленным. Они получают некоторый фрагментарный объем, часть из которого фиксируется более или менее случайным образом. Исключением являются телезрители, которые специально выбирают научно-познавательную программу или передачу. Иное дело – получение информации по Интернету. Этот процесс обычно целенаправлен и потому более эффективен. Число респондентов, которые на вопрос «К какому источнику информации вы обратитесь, если вам надо узнать что-то о конкретной проблеме научного плана (потепление мирового климата, биотехнология и т. д.)?» ответили «к Интернету», выросло за 2001-2004 гг. с 44 до 52%. В основном этот прирост произошел за счет тех, кто ранее обращался к книгам. В 2001 г. почти четверть опрошенных назвали книги основным источником информации о научных проблемах, а в 2004 г. их число уменьшилось вдвое (12%). Это свидетельствует о том, что издания типа энциклопедий и толковых словарей в качестве источника знаний для широкой публики отходит на второй план.

Одной из причин описанного сдвига является тот простой факт, что энциклопедии можно найти в Интернете, где поисковые системы заменяют менее удобное листание страниц. Британская энциклопедия и энциклопедия Encarta (42) доступны в режиме реального времени. Купить подписку на электронную энциклопедию намного удобнее, чем посещать библиотеку или приобретать тома книг. Подписка в Интернете стоит дешевле, более удобна в обращении, не устаревает и не требует места для хранения. Сегодня текущие издания основных газет и журналов тоже доступны в Интернете в режиме онлайн. Читать электронную версию гораздо удобнее, чем листать множество страниц, переполненных рекламными объявлениями.

Судя по данным опросов, люди с более высоким уровнем образования и с более высокими доходами меньше полагаются на TV и больше используют Интернет в качестве источника новостей и прочей информации. Мужчины используют Интернет чаще, чем женщины.

В других странах основным источником информации о науке и технике у широких слоев населения также является телевидение. В странах Европейского союза (ЕС) его поставили на первое или второе место 60% респондентов (2001 г., Евробарометр), печатные издания – на третье место (37%), затем идут радио (27%), школа или университет (22%), научные журналы (20%) и Интернет (17%), причем данные по отдельным странам – членам ЕС отличались друг от друга незначительно.

В России в 2003 г. главным источником информации назвали TV 87% респондентов (в 1996 г. – 82%), газеты и журналы в 1996 г. были основными источниками для 45%, в 2003 г. – для 50%. Третье место занимало радио (44% в 2003 г.), затем беседы с друзьями, коллегами и родственниками (29%), реклама (17%) и научно-популярные журналы и книги (13%). Только 6% респондентов назвали Интернет и 2% – музеи и выставки. В 2003 г. 5% опрошенных заявили, что новости науки и техники их не интересуют.

Приблизительно так же выглядят статистические данные по ряду азиатских стран (Китай, Южная Корея, Малайзия, Япония). В Японии в 2001 г. 91% респондентов назвали источником сведений о науке и технике телевидение, на втором месте – газеты (70%) и т.д. Интернет оказался упомянутым в 12% случаев, и лишь 2% заявили, что часто читают научно-технические журналы, изредка их читают еще 16%. В Южной Корее Интернет упомянули 13% опрошенных, а в Китае всего 2%.

Западные, и в первую очередь американские, организации, ведущие мониторинг научно-технического развития, следят за Китаем в последнее время очень внимательно. Институт Гэллапа, например, с 1997 г. проводит ежегодные обследования, фиксируя использование китайцами компьютеров и Интернета. Данные последних опросов свидетельствуют, что и то, и другое растет очень быстро. В 1997 г. во всем Китае компьютерами владели лишь 2% семей, в 1999 г. их стало 4%, а в 2004 г. – уже 13%. К концу 2004 г. в десяти самых больших китайских городах 47% семей имели по крайней мере один компьютер, а в Пекине этот показатель был равен 66%. Около четверти опрошенных (24%) в 2004 г. сообщили, что они регулярно пользуются компьютером на работе, в школе, дома или еще где-нибудь, а среди молодежи (18-24 года) таковых было 62%.

Кроме того, в 2004 г. 12% опрошенных граждан Китая в возрасте 18 лет и старше сообщили, что они пользовались Интернетом (в 1999 г. их было лишь 2%). Среди взрослого населения в 1997 г. только 10% слышали об Интернете. В городах эта цифра была больше, чем в сельской местности (соответственно 28 и 2%). Интернет используется главным образом в больших городах (в Пекине –47%, в Шанхае – 36%). Молодые люди (18-24 года) в городах пользуются Интернетом гораздо больше, чем люди старше 40 лет (соответственно 74 и 5%). В конце 2004 г. примерно 7% семей в Китае имели дома широкополосный Интернет, причем в Пекине и Шанхае их было гораздо больше (соответственно 38 и 32%). На вопрос о целях использования Интернета 72% опрошенных ответили, что их интересуют новости, 63% прибегают к услугам сети, чтобы выяснить, что собой представляет какая-либо организация, или найти сведения о каком-нибудь интересующем их природном явлении, историческом событии и т.п., а 59% используют сеть в основном для получения информации о погоде или спортивных состязаниях.

 

2.2.1. Интернет как набирающий популярность источник

 научно-технической информации

 

За последнее десятилетие Интернет получил признание как важный источник новостей, но доставка (извлечение, добывание) информации по сети в режиме онлайн еще не стала для большинства американцев и жителей других стран столь же повседневной рутиной, как просмотр программ новостей по телевизору, чтение газет или прослушивание радио. Когда в США респондентов спросили о том, каким образом они «получали новости вчера», то оказалось, что Интернетом пользовались 24%, тогда как по телевизору смотрели новостные передачи 60%, 42% читали ежедневные газеты, а 40% слушали радио. На работу с Интернетом все опрошенные потратили гораздо меньше времени, чем на общение с другими информационными источниками.

Степень охвата населения США компьютерной техникой и Интернетом возрастает. В 2004 г. почти 2/3 (73%) респондентов имели дома компьютер (десять лет назад таких было 31%) и доступ в Интернет (70%) (в 2001 г. – 59%). Мужчины пользуются Интернетом чаще (74%), чем женщины (66%). На этот показатель очень сильно влияет уровень образования респондента. К примеру, 90% окончивших колледж пользуются Интернетом дома, среди окончивших среднюю школу таковых 65%, а среди не имеющих среднего образования – всего 29%.

Примечательно, что за вторую половину 90-х годов очень резко выросла роль Интернета как источника знаний о науке и технике. В 1995 г. в этом качестве его отмечали только 2% респондентов, а в 2000 г. – уже 23%, и это число продолжает расти, хотя и более медленными темпами (в 2004 г. – 29%). Увеличивается и число читателей газет в Интернете в режиме онлайн.

Аудитория, пользующаяся Интернетом, – это в первую очередь молодые люди, лучше образованные, чем население в целом. Преобладают мужчины, но разрыв с женщинами сокращается. Сокращается и расовый разрыв. За 2002-2004 гг. процент пользователей сетью среди афроамериканцев повысился с 15 до 25, а среди испаноговорящих – с 22 до 32. Разумеется, и в этих случаях речь идет прежде всего о более или менее образованной молодежи. У пожилых и мало образованных людей число пользователей растет очень медленно, независимо от пола и расы.

Еще одно изменение бросается в глаза. Среди тех, кто пользуется сетью, очень быстро увеличивается доля владельцев скоростного Интернета. В 2002 г. их было 22%, в конце 2003 г. – 37%, а в середине 2004 г. – уже близко к половине 44%.

Какие новости ищут пользователи в сети? Наиболее популярной является информация о погоде (76% – в 2004 г.). На втором месте – сведения о новинках в области медицины и естественных наук, причем последние носят практический характер и отражают персональные интересы потребителя. Динамика этого рода показателей такова: интерес к технологии относительно уменьшается, а интерес к международным и политическим новостям растет, особенно после событий 11 сентября, войн в Афганистане и в Ираке, в период президентских выборов 2000 и 2004 гг.

 

2.2.2.  Об интересе граждан к науке и технике

В США большинство респондентов постоянно утверждают, что наука и техника их интересует. Так происходит в опросах Национального научного фонда (ННФ) с 1979 г. и по сегодняшний день. Около 45% опрашиваемых говорят, что они очень интересуются проблемами такого рода, примерно столько же заявляют об умеренном интересе, и только 10% интереса не проявляют. В Европе эти показатели составляют соответственно 30, 48, 20%, причем примерно с 1992 г. число интересующихся несколько уменьшается. В качестве причины падения интереса респонденты обычно называют трудности понимания научно-технических проблем или тот факт, что они их почти не затрагивают. По странам Европы картина довольно пестрая. Россияне, подобно американцам, больше всего интересуются достижениями медицины. В 2003 г. фигурировавшие в опросе темы расположились по степени интереса следующим образом: здоровье и медицина, международная обстановка, экономика и бизнес, состояние окружающей среды, образование, проблемы старения и продолжительности жизни. Новинки техники заняли седьмое место, новые технологии – девятое, а всего было 13 тем.

Жители Азии (за исключением китайцев) проявляют к науке и технике меньше интереса, чем американцы и европейцы. По шкале в 100 баллов средний уровень интереса к изобретениям и технологиям в США равен примерно 66-69. Европа и Китай отстают, но немного, а Южная Корея, Япония и Малайзия оставались далеко позади даже по таким проблемам, как новинки медицины. Наименьшее отставание наблюдается в вопросах состояния окружающей среды. Можно отметить, что интерес к космическим исследованиям повсеместно невелик – около 40-50 баллов.

То, что говорят опрашиваемые о своем интересе к науке и технике, как показывают специальные обследования, не всегда точно отражает реальное положение дел. Исследовательский центр Пью (Pew Research Center, США) в течение почти 20 лет проводит измерение так называемого «индекса интереса» к разным проблемам. Проблема попадает в число топ-новостей, если не менее 1% опрошенных заявили, что следят за нею «очень внимательно». Среди научно-технических проблем таких очень мало, и большинство из них относится к погоде, природным катастрофам и медицине, а не к достижениям техники или «прорывам» в той или иной области науки.

Еще одним показателем интереса к науке и технике является посещаемость музеев соответствующего профиля, зоопарков и библиотек. В США они популярнее, чем в других странах. В 2001 г. 30% участников опроса ННФ сообщили, что они посетили музей природы и/или техники за последний год. В Европе таких ответов было 16% (2005), в Японии – 13, Китае – 14, России – 1% (с. 7-16). Зоопарк или аквариум за последний перед опросом год посетили 58% американцев, 43% японцев, 32% китайцев, 27% западноевропейцев и 9% россиян.

С библиотеками дело обстоит сходно. Не были в библиотеке в течение последнего перед опросом года 14% американских респондентов, 41% западноевропейских и 71% россиян.

 

2.2.3. Самооценка респондентами своей научной грамотности

Несмотря на то что интерес к науке и технике проявляется большой, как показано выше, немногие считают себя хорошо информированными по этим вопросам. В 2004 г. лишь 15% респондентов опроса ННФ заявили, что они хорошо информированы о новых научных открытиях и об использовании новых изобретений и технологий. 1/3 признали себя плохо информированными.

Больше всего информации американцы, по их мнению, имеют о проблемах местных школ, об экономической ситуации и положении в бизнесе. Свою информированность по этим двум вопросам по шкале в 100 баллов они оценивают 56 и 51 соответственно. Пять проблем (новые достижения медицины, загрязнение окружающей среды, военная и оборонная политика, новые научные открытия и использование новых изобретений и технологий) получают обычно от 40 до 46 баллов, исследование космоса – 36. Уровень оценки в первую очередь зависит от образованности, особенно в области естественных наук и математики. Здесь наблюдается положительная корреляция. От уровня дохода зависимость не прослеживается. С одним единственным исключением (вопрос о состоянии окружающей среды) – американцы и европейцы чувствуют себя лучше информированными, чем граждане Японии, Южной Кореи и Малайзии.

 

2.2.4. Объективная оценка научной грамотности

В данном контексте научная грамотность понимается как знание базовых научных фактов и концепций, а также понимание процесса научного исследования. На международных конкурсах учеников американские учащиеся средних и старших классов в области математики и естественных наук оказываются обычно слабее своих сверстников из других стран. Взрослые же американцы выглядят несколько лучше представителей других стран, но повсюду уровень научной грамотности довольно низок и распространены псевдонаучные идеи.

Что касается знания научных фактов, то оказывается, что многие респонденты не могут правильно ответить на целый ряд довольно простых вопросов типа «верно или нет, что...». Причем в США прогресса в этом отношении на протяжении многих лет не наблюдается. В Европе же такой прогресс имеет место, за период с 1992 по 2005 г. процент верных ответов значительно вырос. Особенно явно это происходит в Бельгии, Германии, Люксембурге, Ирландии и Нидерландах, где прирост измеряется двузначными цифрами. В Китае и России показатели очень низкие. Так, в этих странах менее половины опрошенных подтвердили утверждение о том, что «температура центра Земли очень высокая», а в Китае та же ситуация с утверждением «континенты, на которых мы живем, меняли свое положение на протяжении миллионов лет и будут продолжать двигаться в будущем». В других странах на оба эти вопроса значительное большинство респондентов ответили правильно.

На два вопроса американцы ответили гораздо лучше всех остальных: «согласны ли вы с тем, что вся радиоактивность является результатом деятельности человека» (70% в США сказали «нет»), и верно ли, что «мужской ген определяет пол ребенка» (с этим согласились подавляющее большинство американцев и более половины корейцев). В России на последний вопрос правильно ответили 22% респондентов.

Менее половины обследованных во всех странах знали, что лазер не излучает звуковые волны. Но явное большинство помнит, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Раньше этот вопрос у многих вызывал затруднение. Заметно возросло также число правильных ответов на вопрос, воздействуют ли антибиотики на вирусы. В США 50%-ный барьер был впервые преодолен в 2001 г. (в 1995 г. – 40%). А в 2004 г. правильных ответов было уже 54%. В Европе соответствующие показатели были меньше: в 1992 г. – 27%, в 2001 г. – 40 и в 2005 г. – 46%. В России и Китае верно ответили только 18%. И в США, и в Европе проводились широкие кампании, разъяснявшие эту проблему, но и в этих регионах, а еще больше в других, очень многие все еще не знают правильного ответа и часто принимают антибиотики в тех случаях, когда они бесполезны.

Похоже также, что американцы все лучше понимают терминологию генетики. В 2001 г. при опросе ННФ дать определение ДНК могли 45% опрошенных, а в 2005 г. обследование, проведенное Институтом Гарриса (Harris), показало, что 60% взрослых граждан США выбирают из нескольких предложенных определений верное (генетический код живых клеток), а 2/3 смогли расшифровать указанное сокращение (дезоксирибонуклеиновая кислота).

Верные ответы положительно коррелируют с уровнем образования и доходов респондентов, а также с их полом (мужчины несколько сильнее).

Среди задававшихся во время обследований часто фигурировали два вопроса, которые стоят несколько особняком, поскольку тесно связаны с мировоззренческими позициями опрашиваемых. Первый из них следующий: «Согласны ли Вы с тем, что современные люди произошли от живших ранее животных?», второй – «Верно ли, что Вселенная образовалась в результате Большого взрыва?». В 2004 г. на первый вопрос утвердительно ответили 44% респондентов в США, в Японии так ответили 78%, в Европе и Китае – 70%, в Южной Корее и Малайзии – 66%, и только в России столько же, сколько в США, – 44%. На второй вопрос большинство американцев и китайцев ответили «нет».

Однако эти цифры отражают скорее не знание, а верование, по крайней мере в США. Когда вопросы меняют, добавляя к ним выражение «действительно ли ученые считают, что...», то на первый вопрос верно отвечают около 74% респондентов и на второй – 62%.

Опросы Института Гэллапа подтвердили, что в этих случаях дело заключается в убеждениях, а не в знаниях. В 2004 г. только около 1/3 американцев согласились с тем, что теория эволюции Дарвина хорошо обоснована доказательными фактами. Столько же опрошенных согласились с противоположным утверждением, а 29% заявили, что не обладают достаточными для ответа знаниями. Такая же картина наблюдалась в 2001 г. В 2004 г. 45% американских респондентов согласились с утверждением: «Бог создал людей примерно в том виде, в каком они существуют в настоящее время, приблизительно в последние 10 тыс. лет». Эта ситуация с ответами практически не меняется с момента, когда такой вопрос был задан впервые, т. е. с 1982 г.

 

2.2.5. Вера в псевдонауки

Несмотря на то что наука и технология высоко ценятся во всем мире, лженаучные теории продолжают процветать. Они существуют как бы параллельно с уважительным отношением общества к науке и научно-техническому прогрессу. Анализ результатов обследований, проводившихся ННФ на протяжении последних 20 лет, позволяет сделать вывод о том, что многие американцы признают псевдонаучные теории, такие, как астрология, вера в счастливые номера, существование неопознанных летающих объектов (НЛО), экстрасенсорные способности и магнитную терапию. Эти верования подтверждают непонимание многими гражданами того, как развивается наука, как те или иные явления изучаются и признаются действительными или недействительными. Ученые, работники системы образования и т.д. серьезно озабочены тем, что широкие слои населения не обрели навыков критического мышления, необходимого для того, чтобы отличить науку от выдумок. Научное сообщество, ответственное за научную грамотность населения, особенно озабочено склонностью многих граждан верить бездоказательным заявлениям, которые могут повредить их здоровью и безопасности.

Псевдонаука – это претензии, представленные таким образом, что они кажутся научными, хотя и не имеют доказательств истинности. В 90-е годы вера в псевдонауки значительно возросла, а затем в период с 2001 по 2005 г. несколько сократилась. Значительно сократилось число людей, верящих в ясновидение, духов, спиритизм. И все же около 2/3 американцев верят в хотя бы одно псевдонаучное учение. В опросах фигурировало десять утверждений такого рода, и 2/3 респондентов согласились минимум с одним из них, 22% – с пятью, 32 – с четырьмя, а 57% – с двумя. Правда, со всеми десятью утверждениями согласились только 1% респондентов.

Особенно популярна астрология, и не только в США, но и в еще большей степени в Европе. Европейцы также чаще, чем американцы, соглашаются с тем, что некоторые числа являются наиболее удачными для некоторых людей. В 2001 г. таких респондентов было 32%, а в 2005 г. – 37%. В США такие верования распространены в основном среди малообразованных людей, а в Европе люди, окончившие колледж, были столь же суеверны, как и те, кто такого образования не имел.

Насколько астрология популярна в США и Европе, настолько в Китае и Южной Корее распространена вера в предсказания судьбы, хотя в опросах это признается «научным» или «более или менее научным» лишь небольшим процентом респондентов.

В США по меньшей мере половина населения верит в экстрасенсорику и меньшинство, но значительное, – в НЛО и высадку на Землю инопланетян. В 2001 г. 60% респондентов согласились с утверждением, что некоторые люди обладают способностями экстрасенсов, а 30% – с тем, что НЛО – это космические корабли внеземных цивилизаций.

 

2.2.6. Отношение к науке, ученым и актуальным научным проблемам

На продемонстрированном выше фоне информированности и научной грамотности населения развитых стран, несмотря на то, что пробелов в этой области достаточно много, большинство граждан относятся к науке положительно и верно оценивают ее роль в обществе. В 2004 г. один из университетов американского штата Виргиния провел опрос, в ходе которого 90% респондентов согласились с утверждением: «достижения науки помогают сделать общество лучше», и 92% – с утверждением: «научные исследования важны для повышения качества жизни людей». Примерно такая же ситуация в Европе (девять из десяти респондентов согласились с аналогичными утверждениями), Китае и Южной Корее. Несколько меньший процент опрошенных соглашается с полезностью научных достижений в Японии. Более подробный анализ реакции на те или иные утверждения, касающиеся роли науки, а также обобщающий результаты опросов в США (2004), Китае, западной Европе и Японии (2001), Малайзии (2000) и России (2003) дают следующие результаты.

-      С утверждением «наука и технология делают нашу жизнь более здоровой, легкой и комфортабельной» согласились в США 91% респондентов, в Китае и Южной Корее столько же, в Западной Европе и Японии меньше, в России – только 50%.

-      С утверждением «с использованием новых достижений науки и технологии работа становится интереснее» согласились в США около 75% респондентов, в Малайзии, Южной Корее и Китае – несколько больше, в Европе менее 3/4 и значительно меньше в Японии.

- С утверждением «благодаря науке и технологии следующее поколение будет иметь больше возможностей» в США согласились 86% респондентов, в других странах – от 83% (Южная Корея) до 66% (Япония).

- Утверждение «положительные результаты научных исследований перевешивают их негативные последствия» в США поддержали 84% опрошенных, в Китае и Южной Корее примерно столько же, в западной Европе – около 50%. Отрицательно ответили 13% в США и Западной Европе. В России согласились с таким утверждением 59% респондентов (2003), а в Японии – всего 40% (2001).

Как видно из ответов, граждане науку ценят, но в то же время имеют к ней ряд претензий. В 2004 г. 61% респондентов в США согласились с тем, что «в настоящее время научные исследования проводятся без достаточного внимания к принятым в обществе моральным ценностям», а 51% поддержали утверждение о том, что «в повседневной жизни они руководствуются установками религии», 56% считают, что «мы слишком зависим от науки и не уделяем достаточного внимания вере», а треть участников опроса согласились с тем, что «наука изменяет наш образ жизни слишком быстро». В России так думают тоже примерно треть респондентов, а в других упоминавшихся выше странах – гораздо больше (от 60% в Западной Европе до 83% в Южной Корее).

Согласны ли жители обследуемых стран с тем, что государство тратит на науку значительные средства? И в США, и в других странах все опросы свидетельствуют о широкой общественной поддержке бюджетных трат на науку. Такая поддержка наблюдается по меньшей мере с середины 80-х годов. В обследовании, проводившемся ННФ в 2004 г., фигурировало следующее утверждение: «Даже если научные исследования не дают немедленной отдачи, но расширяют границы наших знаний, они необходимы и должны поддерживаться федеральным правительством». С этим согласились 80% опрошенных, и на таком примерно уровне этот показатель держится с 1985 г. Правда, несогласных в 2004 г. было около 19%. В других регионах уровень поддержки обществом государственного финансирования тоже очень высок: в Западной Европе – 76% респондентов, Южной Корее – 91, КНР – 90, Малайзии – 82 и в Японии – 80%.

Более того, в США 40% опрошенных думают, что правительство тратит на поддержку науки слишком мало средств (2004), по сравнению с опросами 1998 и 2002 гг. таковых стало больше, в 1998 г. их было 34%, а в 2002 г. – 37%. Если говорить о направлениях, которые недофинансируются, по мнению тех, кто считает, что государство тратит на науку недостаточно, то 79% называют здравоохранение, 74 – образование, 64 – сокращение загрязнения окружающей среды, 39 – оборону и 15% – исследования космоса.

В Западной Европе недофинансирование науки со стороны государства отмечают даже больший процент участников опросов, чем в США, – 57% (по данным «Евробарометра»). Таковых больше всего в Италии, Испании, Франции и Турции, меньше всего в Нидерландах, Финляндии и на Мальте.

Среди проблемных вопросов наибольший интерес представляет отношение населения к охране окружающей среды и к развитию новейших технологий генной инженерии, клонирования, нанотехнологии и т.д. О состоянии работ в этих областях мы будем говорить в заключительных разделах монографии, а в данном разделе покажем лишь отношение населения к развитию новых направлений ИР.


Категория: Парадигма современного научно-технического развития | Просмотров: 258 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0