Кулькин, Анатолий Михайлович

01:29
ВВЕДЕНИЕ. ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин

ПАРАДИГМА
СОВРЕМЕННОГО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт научной информации по общественным наукам
Москва, 2011

Исследование выполнено и издание осуществлено
при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)
Проект № 09-06-00008а

В развитых странах мира четко определилась тенденция, закономерность формирования мощного научно-образовательного потенциала - основы современного социально-экономического развития. В монографии рассмотрены этапы и организационные формы становления этого потенциала, источники, структуры и механизмы государственного финансирования научных исследований в странах - представителях трех наиболее развитых регионов мира - Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. В качестве таких представителей выбраны США, ФРГ и Япония - ведущие государства каждого из перечисленных регионов. Отдельно и обстоятельно рассмотрены проблемы, представляющие большой интерес для читателя, формирования научного потенциала Европейского союза. Анализ систем и состояния государственного финансирования развитых стран мира представлены в многочисленных таблицах.

ВВЕДЕНИЕ

Древнегреческое слово «парадигма», означающее в переводе на русский «модель», «пример», «образец», применительно к науковедению было впервые использовано Т. Куном в его широко известной среди обществоведов книге «Структура научных революций» (1962 г.). Как и многим другим терминам, заимствованным из мертвых языков, в языках современных ему придается целый ряд близких по смыслу, но не идентичных значений. У самого Куна таких значений насчитывается более двух десятков (см.: 1, с.130), но главным среди них, получившим широкое распространение в научной литературе и даже вошедшим в энциклопедические словари было «модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе» (2, с. 977). Для этого значения характерны два момента. Во-первых, оно замыкается в пределах сферы науки и не охватывает связей ее ни с другими сферами общественного труда, ни с действующими в обществе институтами, в том числе с государством. Более того, понимаемая таким образом «парадигма» специфична для каждой конкретной отрасли науки, она, так сказать, монодисциплинарна, поскольку методы исследований в разных научных дисциплинах различны. Во-вторых, и это, конечно, является достоинством определения, оно не ограничивает использования термина каким-либо временным промежутком, методы и модели могут меняться, с ними изменится и содержание парадигмы, но сам термин сохраняется. Согласно концепции Куна, развитие науки происходит путем смены парадигм, которые (смены) Кун называет «научными революциями».

Новая парадигма может сколь угодно отличаться от старой, может и выйти за пределы одной научной дисциплины в связи с появлением «междисциплинарных» исследований или особо сложных крупных объектов, при работе над которыми необходимо опираться на многие отрасли науки. Тогда такого рода новшества станут характерными особенностями новой парадигмы, но отменять или заменять термин нет никакой необходимости (1). И он поныне используется в своем прежнем качестве. Но не только.

В последнее десятилетие его все чаще используют при анализе процессов научно-технического развития стран и регионов, научной политики как на государственном, так и на других уровнях, начиная от корпоративного и до международного (3; 4; 5; 6 и др.). В таком контексте парадигма современного научно-технического развития (ПНТР) – это вся совокупность внутренних и внешних по отношению к сфере науки условий, в которых это развитие происходит, другими словами, совокупность факторов, обуславливающих направление и темп научно-технического прогресса общества. А научно-технический прогресс уже более века является основной движущей силой эволюции общества в целом, его экономического, социального, политического и культурного поступательного движения.

Внутренние условия определяются уровнем развития самой науки, ее дисциплинарным спектром, связями между отдельными дисциплинами, ресурсной базой (кадровой, финансовой, инструментальной), а также системой организации исследований и управления ими. Внешние же условия – это взаимоотношения науки как одной из областей жизнедеятельности общества с другими областями общественного труда, с системами управления обществом в целом (в первую очередь – государственными органами всех уровней) и с действующими в обществе нормами права, морали и т.д. С методологической точки зрения полезно иногда выделить в отдельную группу организационно-управленческие факторы, среди которых есть и внешние и внутринаучные, так как эта группа как бы замыкает все условия жизнедеятельности сферы науки в единый комплекс. Хотя она не включает непосредственно содержательных в научном плане моментов (новые открытия, расширение области знания, углубление понимания законов природы и т.п.) входящие в нее факторы никак нельзя недооценивать. Они действуют как своего рода катализаторы или, напротив, замедлители развития научной сферы, в значительной мере определяя эффективность действия как внутренних факторов, так и внешних. ПНРТ в целом выступает как диалектическое единство всех взаимодополняющих друг друга отмеченных выше составляющих.

Все перечисленные и иные факторы, участвующие в формировании парадигмы научно-технического развития, историчны, они изменяются во времени, а, кроме того, сегодня и в обозримом будущем привязаны к конкретной стране, уровню ее экономического и культурного развития, политической системе, традициям, хотя довольно бурно развивающиеся процессы глобализации уже играют важную роль в жизни всех мало-мальски цивилизованных стран, причем, в сфере науки они имеют более глубокие корни и играют более важную роль, чем в других областях, допустим, в политике или даже экономике. Исследование каждого из формирующих парадигму факторов, характера их влияния и на науку и на общество в целом, веса отдельных составляющих в общей совокупности, сочетания глобального и национального является комплексной фундаментальной проблемой современного науковедения. Задача, стоящая перед нами в данный момент, состоит в том, чтобы кратко охарактеризовать сегодняшнее ее (парадигмы) состояние, отметить произошедшие за последние примерно полвека изменения и вероятные направления дальнейших перемен.

При подготовке монографии, являющейся логичным продолжением предшествующих публикаций авторов, использованы как актуализированные материалы указанных публикаций, так и широкий круг отечественных и зарубежных источников по науковедческой тематике. Последняя в конце прошлого и начале нынешнего века бурно развивается, отражая растущее влияние науки на все стороны жизнедеятельности общества.

Во избежание каких-либо неточностей в толковании дальнейшего текста, представляется целесообразным предварить последний определениями нескольких наиболее употребительных понятий. К ним относятся понятия научно-технического потенциала, государственной научно-технической политики, интеллектуального ресурса общества, инновации и инновационной политики.

Научно-технический потенциал – это совокупность кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, а также организационно-управленческих структур той или иной страны, обеспечивающих функционирование ее сферы наука-техника. Государственная научно-техническая политика – это планомерная и постоянная, организуемая специализированными государственными органами всех уровней система мероприятий, имеющая своей целью создание оптимальных экономических, правовых, политических и иных условий для динамичного, эффективного и экологически безопасного развития научно-технического потенциала страны.

Интеллектуальные ресурсы общества (государства) – это полный объем накопленных им научных знаний и кадры ученых и инженеров, способных эти знания эффективно использовать и развивать.

Инновация – термин обладает широким спектром значений: нововведение, новшество, модернизация в системе управления, комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий и изобретений, и создание новой или существенное улучшение существующей потребительской стоимости (товаров и услуг) в процессе коммерциализации новых знаний.

Инновационная политика – политика на уровне отдельной компании, региона или государства в целом, направленная на создание оптимальных условий для появления и использования инноваций.

Последнее замечание. Авторы использовали в своем исследовании значение термина «парадигма», определение которого дано в начале введения.


Категория: Парадигма современного научно-технического развития | Просмотров: 401 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 5.0/4