Кулькин, Анатолий Михайлович

17:54
Рамочные программы Европейского Союза

3.1.5. Рамочные программы Европейского Союза

Европейский Союз (ЕС) является одним из важных источников финансирования европейской науки. Европейские сообщества, предшествовавшие ЕЭС, выделяли финансовые средства на поддержку ИР с момента своего возникновения. Если США начали с попыток путем реформ разного масштаба приспособить уже существовавшую инфраструктуру, апробированную временем, то Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) строило юридическую и организационную основу союзной государственной научно-технической политики (ГНТП) почти с нуля. Предыдущие соглашения предусматривали совместную исследовательскую деятельность только в четырех областях: уголь и сталь (договор 1951 г.), сельское хозяйство (Римский договор 1957 г.) и атомная энергия (Евроатом). Что же касается инфраструктуры, предусматривающей ГНТП в целом, она была создана только в середине 80-х годов, хотя беспокойство по поводу технического уровня европейской промышленности проявлялось и раньше, по сути дела, с первых шагов этих организаций. Но в 40-х и 50-х годах вопрос стоял иначе. Тогда не было радикально новых технологий, которые позднее посыпались, как из рога изобилия, – пластики и полимеры, транзисторы, компьютеры, антибиотики и т.д. и т.п. Кооперация в области ИР между отдельными странами Западной Европы, но вне рамок ЕЭС, практиковалась довольно широко (ЦЕРН, ЕНФ, «Аэробус», «Арианаспейс» и т.п.). Единой же европейской ГНТП не было. Фактически были лишь отдельные попытки (часто успешные) превзойти своих конкурентов из Японии и США на том или ином участке мирового рынка, в конкретном виде изделий.

И только в 1981 г. был сделан первый серьезный шаг – после «круглого стола», собравшего представителей двенадцати ведущих электронных компаний, начали появляться западноевропейские программы совместных ИР. Первой из них была ESPRIT, организованная в 1983 г. Она предусматривала поддержку доконкурентных ИР в области информационных технологий. Эта программа послужила моделью для ряда последующих программ – RACE (коммуникации) и BRITE (промышленные технологии), программы в области медицины и биотехнологии. Эти совместные западноевропейские программы имели ряд характерных моментов. Во-первых, исследования должны были проводиться в сотрудничестве с фирмами, университетами и другими научными учреждениями Западной Европы; во-вторых, исследования должны были носить доконкурентный характер; в-третьих, финансирование ИР ЕЭС осуществлялось совместно с промышленностью (обычно 50%); в-четвертых, заявки на финансирование анализируются независимыми экспертами; и в-пятых, ЕЭС после консультаций с участниками определяет приоритетные направления ИР.

Однако перечисленные программы не были скоординированы между собой – организационных форм для такой координации еще не существовало. Они были найдены несколько позже (в 1984 г.) в виде так называемых «рамочных программ».

Все эти шаги в конечном счете были юридически закреплены в Едином европейском акте (Single European Act), ратифицированном в 1987 г., который убрал (предусматривалось сделать это в течение пяти лет) барьеры между странами-членами для передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Одной из основных целей Акта было создание юридической основы активной роли ЕЭС в научно-технической политике. Эту «новую» роль Сообщества еще раз подтвердил Маастрихтский договор, ратифицированный в 1993 г. и создавший Европейский Союз (ЕС). «Целью ГНТП Европейского союза было объявлено усиление европейских позиций в области науки и техники и повышение конкурентоспособности европейской индустрии на мировом рынке» (7, с.103).

Результатом стало принятие семи пятилетних рамочных программ (Framewoork programm – FWR): FWR-1 (1984-1987); FWR-2 (1987-1990); FWR-3 (1990-1994); FWR-4 (1995-1998); FWR-5 (1999-2002); FWR-6 (2002-2006).  В настоящее время реализуется Седьмая рамочная программа (2006-2012). Программы являются пятилетними, но строятся таким образом, что последний год предыдущей программы перекрывает первый год последующей. Поэтому 2006 год является первым годом Седьмой рамочной программы.

ЕС сегодня объединяет 25 стран Европы. Совокупный продукт этих стран составляет 32% мирового (США – 25%). Население стран Союза насчитывает 455 млн. человек.

Бюджет ЕС складывается из двух источников – «собственных» средств и взносов стран – членов Союза. «Собственные» средства – это доходы от налогов на импорт сельскохозяйственных товаров, таможенные пошлины на прочий импорт и часть налога на добавленную стоимость. Это такие виды налогов, которые не входят в системы налогообложения стран, входящих в Союз. К примеру, груз, пересекающий границу ЕС, допустим, в Валетте, где с него берут таможенные сборы и налог на импорт, благодаря Общему рынку может иметь своим назначением Брно или еще какой-либо город далекий от острова Мальта. Страна, через таможню которой поступает импорт, выполняет только роль сборщика – агента ЕС, ее услуги оплачиваются частью сбора, но основные деньги поступают в бюджет ЕС. Что касается взносов членов Союза, то они определяются как процент от ВВП платящей их страны, т.е. в соответствии с ее возможностями. Годовой бюджет ЕС в целом меньше, чем 2,5% суммы ежегодных расходов его членов.

Львиную долю расходов бюджета – порядка 50% – Союз тратит на поддержку сельского хозяйства и модернизацию инфраструктуры сельских регионов. Далее следуют структурные фонды (включая Фонд регионального развития и Социальный фонд), которые получают почти 30% бюджета. На третьем-четвертом местах находятся расходы на помощь странам третьего мира и на образование и науку. На эти статьи Союз выделяет примерно по 3,5% бюджета.

Первые пять рамочных исследовательских программ ЕС строились по принципу, который их авторы считают «вертикальным», т.е. по ряду тем, разделенных на подтемы. Шестая и седьмая (рассчитанная на 7 лет) программы отличаются тем, что кроме «вертикальной» тематики ИР в них большое место занимает «горизонтальная», направленная на координацию и консолидацию научно-технического потенциала Европы в целом, на структурирование «Европейского исследовательского пространства» (European research area – ERA). Ф.Баскин (Basquin), которого считают основным архитектором этого пространства, формулирует цель его создания следующим образом: «Развитие на европейском уровне пространства для когерентной и скоординированной научной деятельности и политики, пространства, в пределах которого исследователи и знания перемещаются совершенно свободно, вдохновит проявление наилучших качеств европейской науки по трем причинам. Во-первых, оно даст возможность создать «критическую массу» талантов, связав в единую сеть имеющиеся возможности стран – членов Союза, в частности, благодаря интенсивному использованию информационных и телекоммуникационных технологий. Во-вторых, оно освободит ученых и исследовательские группы от протекционистских национальных барьеров, тем самым создав конкуренцию и, следовательно, повысив общий уровень качества ИР. В-третьих, оно привлечет в Европу лучших специалистов из остальных стран мира, точно так же, как сегодня их привлекают университеты США» (8, с.1).

Шестая рамочная программа является в этом отношении существенным шагом вперед, и проблеме формирования ERA в ней уделено большое внимание в соответствии с решениями Союза и Европейского парламента, принятыми в середине 2002 г. Эту программу, как последнюю из завершенных, мы и рассмотрим подробно в качестве примера.

Программа в целом делится на шесть разделов. Первый из них, самый крупный – тематический. В нем перечисляются исследовательские направления, которым должны соответствовать проекты ИР, подаваемые на конкурс для получения от ЕС финансирования. В разделе приведены следующие направления.

1. Наука о жизни, геномика и биотехнология в целях охраны здоровья. Имеется в виду использовать достижения в расшифровке геномов живых организмов для медицинских целей и для повышения конкурентоспособности европейской биотехнологической промышленности. Кроме того, ставится инновационная задача – найти фундаментальным знаниям в данной области практические приложения, чтобы обеспечить реальный прогресс медицины на европейском уровне и повышение качества жизни.

2. Технологии информационного общества. Цель – стимулировать развитие в Европе аппаратного и программного обеспечения информационных технологий и их применений как главного условия строительства информационного общества, повышения конкурентоспособности европейской промышленности, обеспечение гражданам Европы возможности полного использования преимуществ строительства общества, основанного на знании.

3. Нанотехнологии и нано-науки (nano-science), многофункциональные материалы, новые производственные процессы и устройства. Задача этого направления – помочь Европе накопить критическую массу знаний, необходимых для создания и эксплуатации технологий, которые позволят выпускать новейшую наукоемкую продукцию, оказывать услуги и использовать производственные процессы будущего, особенно выгодные с точки зрения сохранения окружающей среды и снижения количества вредных отходов, наносящих этой среде ущерб.

4. Аэронавтика и космос. Цель – усилить, благодаря интеграции исследований, научную и технологическую базу европейской авиационной и космической промышленности, поднять ее конкурентоспособность на международной арене, содействовать использованию научного потенциала Европы в этом секторе (учитывая обеспечение безопасности окружающей среды).

5. Качество и безопасность продуктов питания. Цель – усилить научную и технологическую базу, необходимую Европе для создания дружественной окружающей среде системы производства и распространения более безопасных и разнообразных пищевых продуктов. Обеспечить, опираясь на достижения биотехнологии и геномики, контроль рисков, связанных с продуктами, а также рисков для здоровья, связанных с изменениями окружающей среды.

6. Стабильное развитие, глобальные перемены и экосистемы. Задача этого направления – усиление научно-технического потенциала, который позволил бы Европе обеспечить стабильный рост, интегрировать экологические, экономические аспекты развития, особо выделяя проблемы возобновляемых источников энергии, транспорта и рационального использования земных и морских ресурсов европейского континента.

7. Проблемы взаимодействия граждан и управляющих структур в обществе, основанном на знании. Задача – мобилизовать научный потенциал Европы в области экономических, политических, социальных и гуманитарных наук во всем их многообразии для когерентного взаимодействия в обеспечении понимания широкими слоями населения процессов, обусловленных становлением основанного на знаниях общества и новых форм взаимоотношений между его гражданами, с одной стороны, и органами управления обществом – с другой.

Все семь перечисленных направлений относятся к группе называемых «вертикальными», в основном ограниченных рамками одной или близких дисциплин.

Вторая группа тематических направлений ИР, включенных в программу и образующих самостоятельный (второй) раздел, являются междисциплинарными в том смысле, что они концентрируются на исследовании условий интенсивного функционирования науки в целом и тем самым затрагивают интересы всех «вертикальных» направлений. В программе насчитывалось пять тем такого рода.

1. Научное и технологическое обеспечение и поддержка политической деятельности и политических решений Сообщества. Исследования должны определить оптимальные формы указанного обеспечения на всех этапах подготовки и проведения в жизнь принятых Сообществом политических решений, учитывая интересы не только сегодняшних, но и будущих его стран-членов, а также ассоциированных членов. Исследования, относящиеся к этому направлению, могут включать в себя социологические опросы, тематические обследования, другие способы измерения общественного мнения.

2. Новые и зарождающиеся направления науки и технологии. Цель – найти методы гибкого и быстрого реагирования на появление на переднем крае науки новых, ранее не предвиденных точек роста, проблем и возможностей, определения их нужд и способов их поддержки. Особого внимания заслуживают многодисциплинарные и междисциплинарные области ИР.

3. Специфические возможности и нужды малых и средних предприятий. Задача в данном случае состоит в том, чтобы помочь малым и средним предприятиям, действующим как в традиционных, так и в новых областях, повысить их технологические возможности и обрести способность оперировать на европейском и международном уровне (учитывая особую роль таких предприятий в поддержке конкурентоспособности Европы и развитии инноваций).

4. Международные кооперационные связи. Цель – научная поддержка внешних сношений Союза, разработка мер поощрения и стимуляции интернациональной научной кооперации, причем в работах по семи тематическим направлениям первой группы могут принимать участие и страны, которые в Союз не входят.

5. В качестве особого направления были выделены работы Объединенного исследовательского центра ЕС (Joint Research Center – JRC). Созданный в 1957 г. (одновременно с Сообществом), этот Центр является его неотъемлемой частью. Его главная функция – научное и информационное обслуживание как центральных органов организации, так и правительств стран-участниц. Трехлетняя программа JRC разбита на четыре раздела: 1) пищевые продукты, химическая продукция и здравоохранение (бюджет – 212 млн. евро), 2) окружающая среда и стабильность (бюджет – 286 млн. евро), 3) атомная энергетика (бюджет – 290 млн. евро, включая 16 млн. на вывод из эксплуатации устаревшего оборудования) и 4) «горизонтальная» деятельность (бюджет – 262 млн. евро). Центр финансируется Европейским парламентом и значительным числом стран-членов. Его работа затрагивала все стороны и составные части Шестой рамочной программы. Много внимания он уделяет вопросам обучения научного персонала, сравнительному анализу состояния и уровня развития стран-членов Сообщества. Центр предоставляет ученым Европы свои лаборатории и оборудование.

Работы по атомной энергетике, на которые тратится немногим больше четверти средств, имеющихся в распоряжении Центра, касаются главным образом вопросов техники безопасности на атомных объектах и безопасности самих этих объектов. Экспериментальной базой является реактор в г.Петтен (Petten) в Нидерландах. Другие (не связанные с атомной) области работы JRC, занимающие 3/4 его бюджета и быстро растущие в объеме, концентрируются вокруг наиболее важных проблем политики ЕС, в первую очередь, проблем здоровья и безопасности граждан, стабильного развития и конкурентоспособности европейской промышленности. Кроме того, огромное внимание Центр уделяет вопросам координации исследований в рамках очередной программы, интеграции и сетевой связи проектов, совместных исследований на основе разделения затрат и прочих форм кооперации.

Два последующих (после тематических) раздела Рамочной программы (в самой программе все они обозначаются как «области деятельности» – Activity аreas) относились к работам по созданию Европейского исследовательского пространства (European Research Area – ERA). Первый раздел носил название «Укрепление фундамента ERA» и содержал два подраздела – «Координация исследовательских работ» и «Разработка научной и инновационной политики». Целью работ по «укреплению фундамента» было развитие синергизма национальных исследовательских программ стран–участниц Союза, обеспечение комплементарности действий ЕС в области исследовательских работ и действий других кооперативных организаций и программ Западной Европы во всех областях науки – здравоохранении, биотехнологии, экологии, энергетике и т.д. Аналогичны задачи и в плане разработки научно-технической политики. В перспективе необходимо было добиться когерентности национальных действий путем ранней идентификации наиболее острых проблем, зон общих интересов и распространения соответствующей информации среди организаций и персоналий, формирующих научную политику той или иной страны.

В подразделе «Координация исследовательских работ» предусматривается создание сети национальных и региональных работ «ERA-NET» (бюджет темы – 148 млн. евро) и интегрированной информационной системы, охватывающей национальные и региональные исследовательские программы.

Второй раздел работ по развитию идеи европейского исследовательского пространства имеет название «Структуризация ЕRА». Главная задача работ по этой тематике – преодоление структурных слабостей европейских ИР, независимо от отрасли науки, в которой эти исследования проводятся. Здесь предусматривались меры по ускорению процесса реализации результатов исследований в технических и технологических инновациях; разработка экспериментальных проектов, апробирующих новые формы такой реализации; предусматривалась поддержка предприятий наукоемкого профиля, координация действий с Европейским инвестиционным банком и структурными фондами. И, наконец, в этот же подраздел был внесен пункт о контроле и оценке деятельности Инновационного директората программы.

Кроме того, здесь предусматривались еще три темы. Первая касалась вопросов повышения квалификации и переквалификации кадров, стажировки ученых, проведения научных конференций высокого уровня, награждения и премирования участников программы. Тема получила название «Акция Марии Кюри». Вторая тема связана с использованием и совершенствованием европейской научной инфраструктуры. В основном речь шла о крупных исследовательских установках «большой науки» – ускорителях элементарных частиц, телескопах и т.п., использование которых зачастую ограничено и ограждено национальными рамками. Предусматривалась определенная степень их интернационализации, в том числе путем организации широкополосной скоростной электронной связи. Разрабатывались также проекты новых аналогичных установок.

Третья и последняя тема данного подраздела была обозначена как «Наука и общество». Здесь должны исследоваться проблемы управления наукой, научной экспертизы и консультирования, этических сторон исследовательской работы, определялась степень знакомства широких слоев населения с вопросами науки и техники, а также проблемы молодых ученых и женщин в науке.

Последний, несколько обособленный, из основных разделов программы – это ядерная энергетика. В нем предусматривалось четыре подраздела: контролируемый термоядерный синтез, переработка и хранение радиоактивных отходов, защита от радиации, прочие проблемы ядерной технологии и ядерной безопасности.

Кто мог участвовать в программе? Исследовательские группы в университетах или исследовательских институтах; фирмы, собирающиеся разрабатывать и/или внедрять инновации; малые и средние предприятия; группы или ассоциации малых и средних предприятий; административные органы управления; студенты последних курсов вузов; молодые ученые, окончившие основной курс вуза; ученые с мировым именем; организации, представляющие исследовательские установки международного (европейского) значения; организации и ученые третьих стран; возможно также участие прочих организаций и лиц, коль скоро их предложения получали позитивную оценку и пройдут отбор проектов. На выполнение проекта заключалсяконтракт, типовая модель которого входила в состав программы.

Администрация программы постоянно осуществляла мониторинг хода выполнения финансируемых проектов, оценивая состояние работ по несколько раз в год. Кроме того, она проводила (выборочно) аудиты исполнения контрактов. Аудит мог быть проведен в любое время в ходе работы, а также в течение пяти лет после ее завершения. В качестве аудиторов могут выступать как работники аппарата программы, так и внешние организации. Проверялись научные, финансовые и прочие аспекты проекта. Теми же правами проведения аудиторской проверки обладает по отношению к исполнителям проектов Европейский суд аудиторов (The European Court of Auditors).

Наконец, в заключение для завершения полной характеристики шестой программы приведем ее подробный бюджет на все время действия.

Таблица 2

Бюджет Шестой рамочной программы ЕС

 

Млн. евро

Всего на исследовательскую тематику, включая выставки (I-III разделы)

14682

I. Вертикальные исследовательские темы:

12438

1. Науки о жизни, геномика и биотехнология в целях охраны здоровья

2514

1.1. Новейшая геномика и ее использование в здравоохранении

1209

1.2. Борьба с наиболее распространенными болезнями

1305

2. Информационные технологии

3984

3. Нано-технологии и нано-науки, многофункциональные материалы; новые производственные процессы и устройства

1429

4. Аэронавтика и космос

1182

5. Качество и безопасность пищевых продуктов

753

6. Стабильное развитие, глобальные изменения и экосистемы

2329

6.1. Стабильные энергосистемы

890

6.2. Стабильный наземный транспорт

670

6.3. Глобальные изменения и экосистемы

769

7. Граждане и органы управления в основанном на знании обществе

247

II. Горизонтальные исследовательские темы

1409

1. Научное обеспечение политических решений, анализ нужд науки и технологии

590

2. Горизонтальные проекты, касающиеся малых и средних предприятий

473

3. Меры по поддержке международной кооперации

346

III. Неядерные программы JRC

835

IV. Структуризация Е

2854

1. Исследования и инновации

319

2. Людские ресурсы

1732

3. Исследовательская инфраструктура

715

4. Наука и общество

88

V. Укрепление фундамента ERA

347

1. Координация работ

292

2. Поддержка когерентности научных политик стран ЕС

55

ВСЕГО:

17883

VI. Рамочная программа Евроатома

890

1.1. Контролируемый термоядерный синтез

750

1.2. Переработка и хранение радиоактивных отходов

90

1.3. Защита от радиации

50

2. Другие проекты в области ядерных технологий и ядерной безопасности

50

3. Ядерные проекты JRC

290

ВСЕГО, включая Евроатом

18773

 

Если вспомнить классификацию НИП по принципу организации работ и управления, то программы ЕС придется отнести к первому классу, где взаимосвязи непосредственных исполнителей ограничены информационными контрактами. Правда, следует отметить, что при отборе проектов, которым предоставляется финансирование, предпочтение отдается коллективным, в которых участвуют несколько организаций из одной или (предпочтительно) из двух и более европейских стран. Кроме того, не следует забывать, что в Европе есть исследовательские организации международного масштаба, в которых многие европейские страны принимают участие (CFRN, Европейское космическое агентство, исследовательские службы концерна Airbus Industrie и др.).

Подчеркнем, что НИП являются далеко не единственной формой кооперации разных секторов науки и консолидации национальных научно-технических потенциалов. Есть целый ряд других, менее масштабных форм, практикуемых в рамках парадигмы современного научно-технического развития. Лидирующей в этой области страной мира являются Соединенные Штаты. Как мы уже упоминали выше, характеризуя периоды становления государственной научно-технической политики, с конца 80-х годов прошлого века в США пристальное внимание уделяется передаче технологий из государственного сектора в частный на основе так называемых CRADA’s (Cooperative research and development agreements – Соглашения о кооперации в области исследований и разработок). Федеральные министерства имеют около 3000 (9, с.4-60) таких соглашений ежегодно (каждый год часть из них заканчивается, но заключаются новые, так что общее число более или менее постоянно). Больше всех CRADA – у министерства обороны (порядка 1500) и министерства энергетики (660). Кроме того, Национальный научный фонд и министерство торговли (о нем тоже говорилось выше) осуществляют ряд программ организации кооперативных исследовательских центров, объединяющих университеты и промышленные службы ИР или университеты, промышленность и власти штатов, либо просто консультирующих предприятия малого и среднего бизнеса, помогающих им осваивать новейшие технологии и оборудование. Для масштабной кооперации такого рода в стране должен быть мощный в научном плане государственный сектор и многочисленный малый и средний наукоемкий бизнес. Именно наукоемкий, а не вообще малый и средний. В США государство тщательно «выращивает» такие предприятия. По закону все американские правительственные ведомства, имеющие бюджет ИР, превышающий 100 млн. долл., должны тратить не менее 2,5% этого бюджета на заказы малым и средним фирмам. В 2005 г. таким образом 11 ведомств потратили 118,8 млрд. долл., профинансировав 89 тыс. проектов малых и средних фирм (9, с.4-61). Эти суммы проходят по программе SBIR (Small bisiness innovative research – Инновационные ИР малого бизнеса, к этой категории в США относят предприятия, где работает до 500 человек). По другой программе, которую курирует Национальный институт стандартов, малый бизнес получил еще 1,04 млрд. долл. Финансировались 5 тыс. проектов. Деньги опять-таки поступали от ведомств с большим бюджетом ИР. На эту программу они обязаны расходовать 0,5% бюджета (там же). Всего, таким образом, на заказы малым фирмам эти ведомства отчисляют 3% своих расходов на ИР.

Развитие малого и среднего инновационного бизнеса резко изменило традиционные структурные параметры американского хозяйства. В 70-е гг. ХХ в. 500 крупнейших предприятий обеспечивали 20% ВНП страны, а к 2004 г. – не более 10%. Уже во второй половине 90-х гг. на фирмы с числом работающих менее 19 человек приходилась половина экспорта США, а на корпорации с 500 и более работников – только 7%. Около 65% работников интеллектуальной сферы были заняты в мелких структурах, причем численность тех, кто трудится индивидуально или на собственной малой фирме превышает 30 млн. долл. (21 человек).

В других странах тоже, следуя примеру США и собственным представлениям о роли малого бизнеса в экономике и инновационных процессах, правительства (центральные и региональные) всячески содействуют его процветанию, используя налоговые льготы, кредиты и гарантии кредитов, организацию научных и технологических парков, зон свободной торговли и т.п. Консолидация национального научно-технического потенциала является одним из императивов парадигмы современного научно-технического развития.


Категория: Парадигма современного научно-технического развития | Просмотров: 176 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 5.0/1