Кулькин, Анатолий Михайлович

20:14
Япония и ее технополисы

К середине 80-х годов в Цукубе действовало более 50 научных и учебных учреждений, где работали примерно 6 тыс. научных работников, 5 тыс. человек управленческого и вспомогательного персонала и обучались около 10 тыс. студентов (13, с.430; 4, с.365–367). В промышленной зоне начали открывать свои филиалы крупные фирмы, занимающиеся разработкой и использованием высоких технологий. Среди них, например, «Интел Джапан» (электроника), «Тейсан» (биохимия), «Хамаматсу фотоникс», «Джапан металз эндкэмиклз», «Стэнли электрик», «Яскава электрик». К 1985 г. здесь было уже 27 промышленных исследовательских центров. Население города насчитывало около 150 тыс. человек. Правительство Японии вложило в строительство Цукубы более 5,5 млрд. долл. (1, с. 146), и осуществление проекта заняло около 20 лет.

Оправдываются ли столь крупные затраты средств и сил? Однозначный ответ дать пока трудно. Несомненно, японские ученые по-лучили прекрасные условия для творческого труда в самых разнообразных областях фундаментальной науки, великолепное современное оборудование, средства коммуникации, хорошие материальные условия жизни. Достаточно ли этого, чтобы обеспечить качественный переход науки от имитаторства к самостоятельным открытиям, прорывам на наиболее важных направлениях человеческого знания? Станет ли Цукуба новым Кембриджем, МТИ или Стэнфордом?

Вероятность положительного ответа достаточно велика, но гарантий нет. Окончательное суждение вынесет только время и, должно быть, немалое. Сегодня же, при отсутствии явных признаков «большого взрыва» новых идей и открытий, высказывается много всякого рода опасений. В основном, они сводятся к тому, что Цукуба может превратиться в этакую «башню из слоновой кости», инородное тело в японском обществе. «Даже среди японцев, – говорит, например, Тецуно Кавамото, директор исследовательского консорциума Цукубы, задуманного как организация, стимулирующая разные новые формы проведения совместных усилий силами частного и правительственного сектора, – жители Цукубы исключительно однородны. Это очень хорошо образованные исследователи, выпускники лучших японских университетов, которые очень мало соприкасаются с другими слоями населения. Погруженные в свою работу, они образуют остров, практически не имеющий контактов с остальным миром» (1, с.165). «Многие японцы критикуют Цукубу за скуку и стерильную по отношению к культуре среду. В этом городе нет такого разнообразия, которое присуще другим японским городам. Здесь нет стариков и бедняков, мелких магазинчиков “на углу”, уличных торговцев, толкотни и суеты. Здесь каждый – ученый или человек, связанный с наукой, и все здесь тщательно продуманно и спланировано... возможно, это и город мозгов, но это город без сердца и без души» (1, с. 165–166). «Цукуба может стать холодным, бессердечным городом, где голый разум возьмет верх над другими человеческими ценностями и где совершенство может стать синонимом элитаризма и интеллектуального высокомерия... По мере того как Япония становится научно-технической сверхдержавой, самые лучшие и способные в этом “городе мозгов” могут легко превратиться в герметически изолированную элиту... В прошлом это уже бывало» (1, с. 166–167).

Не очень пока получается с созданием в пределах города коллек-тивной творческой атмосферы, столь характерной для Силиконовой долины времен ее расцвета. Поскольку японское правительство связывает с исследованиями, которые проводятся в Цукубе, будущее национальной промышленности на мировом рынке, ее конкурентоспособность, здесь много секретности. По отзывам американцев, Цукуба засекречена не меньше, чем Пентагон. Для посещения города нужно получить разрешение правительства. Обычные взаимные визиты и обмены не очень приветствуются, даже среди работников разных государственных учреждений. Преобладает замкнутость в пределах отдельных лабораторий.

И в то же время в Цукубе проводятся международные выставки (даже таких масштабов, как Ехро-85), симпозиумы, конференции. Многие институты и отдельные ученые активно участвуют в интернациональных исследовательских проектах, ряд национальных программ в области электроники, вычислительной техники, биологии ведется с небывалой в прошлом открытостью, с приглашением иностранных специалистов, с демонстрацией новых образцов ЭВМ и т.д.

Цукуба еще слишком молодой город, чтобы о нем можно было судить окончательно. Старики, видимо, появятся со временем, сложатся традиции и стиль общения, эмоциональные оценки изменятся. Так или иначе, строительство города безусловно является крупным шагом в соз-дании объективных предпосылок для качественного изменения уровня японской фундаментальной науки. Но сколь бы ни был значителен этот шаг, он один не может решить проблему переориентации экономики Японии на наукоемкие технологии, как не может эта проблема быть решена усилиями одного лишь центрального правительства. Поэтому, едва завершив основные работы по созданию Цукубы, государство в лице МВТП и других участвовавших в проекте Цукубы министерств (кроме Министерства образования) разворачивает новую, еще более масштабную и не менее важную программу – строительство технополисов.

Программа технополисов. Ее главная цель – интенсифицировать развитие новых наукоемких производств в сравнительно отсталых районах страны и в конечном счете в начале XXI в. превратить всю Японию в «архипелаг высоких технологий», государство – лидер и образец для подражания.

Официальному объявлению программы предшествовало несколько лет тщательной подготовки. В конце 1979 г. МВТП организовало неформальную группу из трех специалистов – профессора инженерного факультета Токийского университета Такемоти Исии, представителя крупной электронной корпорации «Мацусита» Хадзиме Карацу и руководителя отдела размещения промышленности МВТП Тацуо Такахаси – для подготовки предложений по распространению в Японии опыта американской Силиконовой долины, разработке японского варианта ускоренного научно-технического прогресса отдельных областей и превращению их в регионы науки. Надо сказать, что попытки «подтянуть» отсталые районы к уровню центрального и оживить экономическую деятельность в отда-ленных от промышленного пояса Токио – Осака префектурах неоднократно предпринимались центральным правительством и в 60-е, и в 70-е годы, но без особого успеха. Не очень большие средства, выделявшиеся на эти цели, распылялись по множеству областей и вызывали на местах не столько экономический подъем, сколько спекулятивный ажиотаж, уходили «в песок», а спекуляции нередко сопровождались крупными скандалами с разоблачением взяточничества либо местных чиновников, либо представителей центрального аппарата, либо тех и других вместе. Наиболее значительным проектом такого рода был, пожалуй, план премьер-министра Танака, выдвинутый им в 1972 г. Речь шла о строительстве по всему архипелагу новых автострад, скоростных железных дорог и телекоммуникационных сетей с опорой на небольшие «города-четвертьмиллионники» с населением около 250 тыс. человек, которые стали бы центрами наукоемкой промышленности. Проект предусматривал большие государственные капиталовложения, и слухи о его подготовке породили взрыв спекуляции земельными участками, но разразился нефтяной кризис 1973 г., стало не до крупных новых инициатив, а вскоре и сам Танака оказался в центре политического скандала, связанного с делом «Локхид», был арестован и судим. Реализация проекта была похоронена, но положенные в его основу идеи «информационного архипелага» остались, они отражали объективные потребности развития страны и рано или поздно должны были вновь встать в повестку дня.

К концу 70-х годов последствия нефтяных кризисов и связанных с ними экономических потрясений улеглись. В США была провозглашена политика «нового федерализма», центр тяжести управления НТП смещался в регионы, аналогичные шаги предпринимались в ряде западноевропейских стран. К выводу о необходимости форсировать переход к наукоемкому производству вплотную подошли и многие префектуры Японии.

Выше мы отмечали высокую концентрацию населения и занятости в районе Токио – Осака. В еще большей мере это относится к распределению научных ресурсов и современных отраслей промышленности. В 1982 г., по данным МВТП, в центральном регионе было сосредоточено 80% всех промышленных исследовательских лабораторий, 70 – научных работников и 60% – профессорско-преподавательского состава вузов (1, с. 183). Здесь располагалось 82% предприятий оптоэлектронной промышленности, 79 – производства промышленных роботов, 77 – авиационной техники, 66 – заводов, выпускающих космические аппараты, 63% – компьютерных производств и такая же доля выпуска медицинской электроники. Если же говорить о других, менее скученных в центре отраслях, то и у них исследовательские мощности находились не на периферии. К примеру, машиностроительных предприятий в Токио – Осака было только 55%, но 83% их научных организаций размещалось в этом районе (13, с.429). Здесь все больше обострялись экологические проблемы, а в провинции не хватало рабочих мест. Молодежь, получившая образование в столичных университетах, не могла вернуться в родные места, хотя многие хотели бы это сделать. Особенно остро потребность своего рода «скачка» ощущалась в префектурах, уже накопивших значительный потенциал современной промышленности, в частности, на южной оконечности японского архипелага, где Кюсю с полным правом претендует на титул «Силиконового острова», ибо здесь сосредоточено 40% производства полупроводниковых микросхем в Японии. Это примерно 10% мирового производства таких схем (10, с.245). На Кюсю расположены заводы основных японских электронных концернов – НЭК, «Мацусита», «Мицубиси», «Оки», «Сони», «Тосиба», а также филиалы крупнейших американских фирм «Фэйрчайлд» и «Тексас инструменте».

Говорят, что именно на Кюсю появился термин «технополис» при-менительно к среднего размера японским городам, стремящимся стать центрами высоких технологий. Предложил его группе Исии мэр местечка Куруме, расположенного на западном побережье острова (префектура Кумамото), Тосиюки Тиками. С аналогичным проектом выступил сосед Тиками, губернатор Оиты – области, известной до последнего времени лишь своими горячими источниками. Термин понравился, и впервые программа «технополисов» была кратко упомянута в подготовленном МВТП долгосрочном прогнозе.

Первоначально министерство предполагало ограничиться модернизацией двух-трех городов в порядке эксперимента. Однако, несколько даже неожиданно для центральной власти, идея вызвала повальный энтузиазм в подавляющем большинстве префектур. Их в Японии 47, и 40 выступили с предложением разместить один из технополисов у себя. Пришлось срочно, на ходу перестраивать программу, создавать полно-кровную концепцию технополиса и организовывать общенациональный конкурс.

Группа Исии была реконструирована в Комитет «Технополис-90», куда вошли 20 представителей правительственных учреждений, промышленности и университетов. Создали три подкомитета. Первый анализировал ситуацию в промышленности, стремясь как можно полнее выявить тенденции ее развития на ближайшие десятилетия. Второй занимался аналогичным анализом применительно к сфере науки и техники. Третий изучал проблемы регионального развития, состояния регионов, их связей, первоочередных нужд, перспектив. Вновь прокатилась волна «паломничества» японцев в города науки мира, главным образом США. Ездили теперь не только представители министерств, участники работ Комитета, но и многочисленные делегации отдельных префектур, претендовавших на участие в программе.

В начале 1982 г. Комитет «Технополис-90» провел оценку 40 предложенний регионов и отсеял 21. Оставшиеся 19 префектур должны были представить детально разработанные планы, анализ которых позволил бы выбрать 5–7 «победителей». Вскоре были обнародованы основные критерии, которыми МВТП предполагало руководствоваться при отборе. Они включали следующие семь пунктов.

1. Технополис должен располагаться вблизи своего «материнского города» (в пределах 30 мин. езды на машине), который должен иметь население не менее 150 тыс. человек (иначе городские службы не смогут обеспечить «новичка» общепринятыми коммунальными услугами).

2. Необходимо иметь или обеспечить возможность достаточно быстро добраться до ближайшего аэропорта или станции скоростной железной дороги.

3. Сам технополис должен представлять собой интегрированный территориальный комплекс промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и жилых кварталов. Общая площадь застройки не должна превышать 500 кв. миль.

4. Технополис и материнский город должны быть включены в национальную информационную сеть современных телекоммуникаций.

5. Регион должен быть привлекателен в природном отношении и экологически чист, иметь хорошее водоснабжение.

6. План создания технополиса должен пользоваться поддержкой местного населения, которому необходимо предоставить возможности активного участия в его разработке и оценке. Полная гласность, информированность всех заинтересованных сторон, планирование «снизу вверх».

7. Основные работы по созданию технополиса должны быть завершены к 1990 г.

Последовал примерно двухгодичный период лихорадочной подготовки 19 претендентами комплексных планов, представления их в МВТП, возвращения их на доработку, споров, активнейшей лоббистской деятельности. В префектурах создавались фонды и группы поддержки, проводились широкие общественные обсуждения с участием многих сотен жителей, издавались красочные рекламные материалы, пропагандирующие природу региона, его исторические достопримечательности, современные электронные предприятия и, разумеется, главное – планы превращения в японскую «Силиконовую долину». Для разработки этих планов организовывались исследовательские институты, привлекались специалисты из Токио.

Идея строительства технополиса уже на стадии подготовки превратилась в мощный стимул активизации всех слоев населения, всесторонней оценки состояния и возможностей региона, кропотливого анализа путей совершенствования хозяйств и жизни. По сути дела, в каждой из 19 префектур возникло мощное местно-патриотическое движение со своими лидерами, группами и группировками, объединенное одной целью – «технополис», причем вся эта подготовительная работа отнюдь не ограничивалась вопросами строительства на нескольких сотнях квадратных миль, «технополис» стал своего рода символом перестройки всей местной экономики на самых современных началах. С меньшим размахом, но в том же направлении шла работа и во многих префектурах, не попавших в число 19 претендентов.

В апреле 1983 г. парламент принял Закон о технополисах. В ноябре того же года были окончательно готовы 14 проектов и 5 дорабатывались в соответствии с замечаниями МВТП. В декабре 1983 г. и начале 1984 г. министерство проводило слушания на местах, в префектурах. Местное руководство докладывало итоги разработки, доказывало реальность намеченных перспектив. Столько труда и надежд было вложено в каждый проект, что в конечном счете правительство не рискнуло отвергнуть какой-либо из них. В 1984–1985 гг. получили одобрение все 19 (см. табл. 1).

Таблица 1

 

Японские технополисы и их специализация*

Название префектуры технополиса и материнского города (в скобках) Стратегические направления развития промышленности Ведущий местный вуз(ы)
1. Хоккайдо, Хакодате (Хакодате) Разработка ресурсов моря; использование местных полезных ископаемых, технологии и товаров для территорий с холодным климатом Университет Хоккайдо
2. Акита, Акита (Акита) Электроника, мехатроника, новые материалы, использование местных природных ресурсов, биотехнология, нетрадиционные источники энергии Университет Акиты
3. Ниигата, Нагаока (Нагаока) Автоматизированные производственные системы, дизайн и мода (зимняя одежда, в том числе спортивная), использование местных природных ресурсов Колледж естественных наук и технологии Нагаоки
4. Тотиги, Уцуномия (Уцуномия), Электроника, мехатроника, химиически чистые вещества, новые материалы, программное обеспечение ЭВМ. Университет Уцуномии
5. Сидзуока, Хамамацу (Хамамацу) Оптоэлектроника, мехатроника, электронные музыкальные инструменты, звуковая аппаратура Университет Судзуоки, Медицинский колледж Хамамацу
6. Тояма, Тояма (Тояма, Такаока) Мехатроника, новые материалы, биотехнология, информационные технологии Университет Тоямы, Тоямский колледж медицины и фармакологии
7. Окаяма, Нагорье Киби (Окаяма) Биотехнология, электроника и мехатроника применительно к медицинской и фармацевтической промышленности Университет Окаямы, Колледж естественных наук
8. Хиросима, Хиросима-Цуо (Куре) Электроника, мехатроника, новые материалы, биотехнология Университет Хиросимы
9. Ямагути, Убе (Убе) Электроника, мехатроника, новые материалы, разработ-ка ресурсов океана, биотехнология Университет Ямагути
10. Фукуока/Сага, Куруме-Тосу (Куруме) Мехатроника, чистые химикаты, мода, биотехнология Инженерный колледж Куруме, Университет Куруме
11. Оита, Кенхоку-Кунисаки (Оита, Беппу) Электроника, мехатроника, биоиндустрия, программное обеспечение ЭВМ Университет Оиты, Оитский медицинский колледж
12. Кумамото, Кумамото (Кумамото) Автоматизированное машинное оборудование, робототехника, биотехнология, электронное оборудование, информационные системы Университет Кумамото, Инженерный колледж Кумамото
13. Миядзаки, Миядзаки (Миядзаки) Электроника, мехатроника, новые материалы, биотехнология, использование местных ресурсов Университет Миядзаки, Медицинский колледж Миядзаки
14. Кагосима, Кокубу-Хаято (Кагосима) Электроника, мехатроника, новые материалы, биотехнология Университет Кагосимы, Университет Кюсю Гакун
15. Аомори, Аомори (Аомори) Мехатроника, биотехнология Университет Хиросаки
16. Хиого, Зап. Харима (Химейдзи) Высокоточная механика, медицинская промышленность Технический котледж Химейдзи
17. Вакаяма, Гобо (Вакаяма) Индустрия отдыха, чистые химикаты Университет Вакаямы
18. Кагава, Зап. Кагава (Такаматцу, Сакаиде, Маругамо, Центуджи, Утатсу) Разработка ресурсов моря, прецизионное машиностроение, измерительная техника Университет Кагавы
19. Нагасаки, Сасебо (Сасебо) Морское машиностроение, энергомашиностроение, мехатроника Университет Нагасаки

В приведенном перечне специализации технополисов отражается одна из важных характерных особенностей этой программы – сочетание ориентации на новые технологии «завтрашнего дня» со стремлением в максимальной степени реализовать возможности дня сегодняшнего и даже давно прошедшего. У каждого проекта есть свои специфические особенности, но основные моменты общие, и они могут быть сгруппированы в следующие 8 пунктов.

1. Укрепление региональной базы подготовки кадров для современных наукоемких предприятий и научно-исследовательских центров. Предусматриваются расширение действующих вузов и техникумов, строительство новых, введение новых предметов и программ обучения для студентов и аспирантов; приглашение квалифицированных профессоров из центральных университетов страны если не на постоянную работу, то хотя бы для чтения отдельных курсов по совместительству; установление постоянных связей с зарубежными, особенно американскими, вузами, широкий обмен специалистами.

2. Строительство научных учреждений, обеспечение их оборудованием, активная деятельность по возвращению «в родные пенаты» ранее уехавших из региона выпускников школ и вузов, получивших хорошую квалификацию на предприятиях или в институтах центрального района.

3. Создание промышленного парка и привлечение туда предприятий крупных современных фирм, в том числе иностранных. В этом смысле Япония уже стала открытой страной. Губернаторы префектур буквально охотятся за зарубежными инвестициями. Никаких комплексов националистического толка давно нет, всем очевидны выгоды такого сотрудничества: местные жители получают хорошо оплачиваемую работу, возрастает платежеспособный спрос, это влечет за собой рост сферы услуг, появляются дополнительные рабочие места и т.д. Кроме того, местный бюджет пополняется налоговыми поступлениями, и следовательно, расширяются возможности совершенствования социальной сферы, качества жизни. Все это ни в малейшей степени не омрачается тем фактом, что часть прибыли зарубежное предприятие может вывезти из региона или вообще из страны, ведь точно так же может поступить и любая японская фирма.

4. Организация инкубаторов и другие способы поощрения мелкого и среднего предпринимательства. В сочетании с мерами центрального правительства, направленными на развитие венчурного капитала, это открывает широкие возможности экономического роста, ранее малоиспользовавшиеся в Японии.

5. Расширение транспортной сети, модернизация аэропортов, скоростных автострад и железнодорожного сообщения.

6. Строительство новых и реконструкция существующих сетей телекоммуникаций на самой современной технической базе: волоконная оптика, спутниковая связь, кабельное телевидение и т.д. Здесь программа технополиса стыкуется с другими национальными программами, нацеленными на глобальную информатизацию японского архипелага и осуществляемыми несколькими министерствами (Министерство связи, МВТП и др.), а также крупными частными концернами. В 1985 г. корпорация «Ниппон телефон энд телеграф» (до 1984 г. – государственная, ныне – приватизированная) завершила прокладку магистрального волоконного кабеля, проходящего от северной оконечности острова Хоккайдо через всю страну до южного побережья Кюсю. В настоящее время ответвления от главной магистрали подведены к столицам префектур. Технополисы имеют возможность подключиться и к этой сети, и к дублирующей ее системе спутников связи. Некоторые технополисы (Кумамото, Оита и Нагаока) попали в число семи экспериментальных районов, где МВТП создает показатель-ные информационные системы будущего, охватывающие деловую сферу, быт, транспортное и медицинское обслуживание. В таких системах используются самые последние достижения информационной техники, включая телетекст, видеотекст, видеоконференции и пр.

7. Всестороннее использование существующих в настоящее время традиционных для данного района отраслей хозяйства, их модернизация и развитие на основе внедрения новейших достижений науки и техники. Тут практика японских технополисов дает самые неожиданные варианты «наукофикации» древних ремесел, приносящей прекрасные результаты. Гончарные производства с вековой традицией трансформируются в центры создания новых видов керамических материалов для современной промышленности (Кагосима); древние пивоварни и заводики по изготовлению рисовой водки саке становятся базой биотехнологических экспериментов и перестраиваются на выпуск ферментов, новых медицинских препаратов (Окаяма); а рыболовецкие промыслы обрастают небольшими, но весьма эффективными исследовательскими центрами изучения поведения и болезней рыб, компьютерного мониторинга температуры воды, количества и качества планктона, загрязнений, центрами по разработке подводных роботов для строительства донных зон разведения рыбы или по выращиванию мальков с выработкой у них условных рефлексов, облегчающих после-дующий лов и т.д., вплоть до конкретной перспективы создания аквакультурного прибрежного производственного и курортного комплекса с «рыбным конвейером» и с отелями, аквариумами, аттракционами для туристов (Оита). Попутно восстанавливают средневековые замки, храмы, создают музеи. Опора на традиции, всемерное их использование – важная особенность проектов японских региональных программ.

8. Создание развитой инфраструктуры поддержки и реализации проекта. Одно из требований МВТП к представляемым префектурами планам предусматривало формирование специальной организации – юридического лица, ответственного за текущую работу по воплощению этих планов в жизнь. Через эту организацию должны осуществляться контакты технополиса с центральным правительством, финансовая и прочая помощь последнего, проводятся местные программы льгот и поощрений, финансирования и кредитования новых наукоемких предприятий и т.д. В большинстве случаев в качестве такого юридического лица выступает фонд с названием, где так или иначе сочетаются слова «развитие», «технополис», «содействие». Кроме этого фонда в инфраструктуру поддержки входят и другие, более узкоспециализированные фонды, а также торговые палаты и различные ассоциации (например, Фонд содействия перемещению промышленности, Фонд прикладных исследований, Ассоциация поддержки наукоемких технологий, Ассоциация программного обеспечения и т.п.).

Несомненно, опыт строительства Цукубы в какой-то степени повлиял на программу технополисов. Почти в каждом проекте предусматривается создание небольшого городка науки как цельного территориального комплекса, этакой Цукубы в миниатюре. Но сходство скорее внешнее, чем по существу. Цукуба – это в первую очередь центр фундаментальной науки, прикладные исследования и взаимодействие с промышленностью здесь отодвинуты на второй план. В технополисах, наоборот, основная задача состоит в развитии именно прикладных ИР, прямых контактах с промышленностью и сельским хозяйством, перестройке их на базе новых технологий. Отсюда следуют и другие отличия. Цукуба создавалась почти исключительно центральным правительством на государственные средства. В строительстве технополисов главную роль играют местные власти и частный капитал, большое значение придается развитию мелкого и среднего предпринимательства. Целью всей программы является экономический подъем регионов, высокие технологии, и наука – средство достижения этой цели, наиболее эффективное в современных условиях.

* Источник: 2, с. 434–435.


Категория: Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки | Просмотров: 5894 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0