Кулькин, Анатолий Михайлович

22:25
Федеративная Республика Германия. Технополисы.

Федеративная Республика Германия

Немецкие научные парки, хотя они, как и везде, имеют много различных названий (Forschugspark, Innovationzentrum, Technologiezentrum, Technologiefabrik, Grunderzentrum, Grunderwerkstatt, Technologichof, Gewerbezentrum, Gewerbehof и др.), отличаются большей степенью однообразия, чем парки других европейских стран. «Есть варианты, отличающиеся размерами, но в отношении мотивов возникновения, целей, мест расположения и приоритетов большинство центров следуют образцу, установленному самым первым из них – Берлинским инновационным и грюндерским центром» (Berliner Innovations und Grunderzentrum – BIG) (25, с.19). Это утверждение справедливо по той простой причине, что в Берлине благодаря его масштабам, истории, географическому и политическому положению собраны вместе все факторы, каждый из которых в отдельности определяет ситуацию в том или ином западногерманском городе. Берлин – издавна крупный промышленный центр, и ему присущи проблемы, переживаемые такими центрами в связи с перестройкой структуры промышленности. Эти проблемы доминируют в таких городах ФРГ, как Дортмунд, Манхайм, Карлсруе, Ганновер и др. В то же время Берлин и научный город, со множеством институтов, лабораторий, двумя крупными университетами. Здесь научный потенциал примерно того же уровня, что в Гейдельберге или Аахене. Так что неудивительно, что многие германские города, совсем не похожие друг на друга, могут найти полезный для себя опыт в Берлине.

Берлинский парк создан в конце 1983 г. совместными усилиями Технического университета и Управления экономики сената Берлина. Для его организации университет взял в долгосрочную аренду старое фабричное здание фирмы АЕГ (AEG) с полезной площадью 5000 кв. м, расположенное вблизи самого вуза, отремонтировал и приспособил для нужд инкубатора; через два года (в 1985 г.) аналогичная операция была проделана со вторым зданием той же бывшей фабрики, более крупным (80 тыс. кв. м), и там разместили Парк технологии и промышленности (Technologie und Industriepark – TIP), являющийся как бы продолжением BIG. В первом размещаются клиенты, занимающиеся разработкой какой-либо технической идеи до стадии прототипа изделия, во втором можно арендовать помещения для организации производства нового товара. Так что фактически эти два центра представляют собой своего рода тандем инкубатор – промышленный парк с возможностью перехода вырастающих питомцев первого во второй.

Стоимость аренды и модернизации BIG составила 5,3 млн. марок. Из этой суммы 85% предоставил городской сенат, а 15% – университет. Эти 15% означали около 800 тыс. марок, для немецкого университета сумма довольно большая. Но в этом отношении Берлинский парк уникален – нигде больше в ФРГ университеты столь активного прямого участия в делах парка не принимают. А здесь вуз и деньги вложил, и всю деятельность по управлению взял на себя. Второе здание – TIP – обошлось в 70 млн. марок. Эту сумму предоставили сенат (70%) и ЕЭС (30%). Для аренды клиентам из 80 тыс. кв. м предназначены только 50 тыс. Остальную площадь занимают университетские лаборатории. И здесь университет напрямую «состыкован» с парком, и управление TIP тоже возложено на вуз.

Берлинский тандем считается преуспевающим. Все площади, под-лежащие аренде, заняты клиентами. Инкубатор арендован вновь созданными небольшими фирмами (среднее число работающих – 3 человека), причем большинство этих фирм основано специалистами, ранее работавшими в исследовательских учреждениях, в первую очередь – выходцами и из самого Технического университета, TIP тоже полон. Нормативный срок пребывания в инкубаторе – 3 года. Здесь, правда, далеко не все клиенты пришли из BIG, многие появились «со стороны», в том числе и не новички, а уже сформировавшиеся, вставшие на ноги предприятия вроде фирмы «Шеринг» (Scheering GmbH), имеющей 120 сотрудников. Специализация фирм, арендующих площадь в инкубаторе, выглядит следующим образом: микроэлектроника, обработка данных и программное обеспечение; энергетика и охрана окружающей среды; измерительные системы, лазерная технология; обучение; робототехника, информатика и телекоммуникации; консультации. Администрация парка оказывает клиентам полный набор обычных в таких случаях услуг. В инкубаторе арендная плата льготная, за счет субсидий сената. Подтверждением высокой репутации парка является тот факт, что некоторые наукоемкие предприятия начинают группироваться вокруг него. Так, несколько лет назад рядом с TIP обосновался завод известной германской фирмы «Никсдорф компьютер» (Nixdorf Computer AG).

Довольно тесные, хотя и не такие, как в Берлине, контакты с техническим университетом имеет парк в Дортмунде. Он построен по инициативе местного правительства на принадлежащей ему территории университета. Здание, таким образом, совершенно новое и спроектировано специально для парка. Площадь его составляет 9600 кв. м. (две очереди по 4800 кв. м). Стоимость строительства – 10,7 млн. марок. Эти средства предоставлены из бюджета города. Здание сдано в аренду акционерной фирме, созданной по этому случаю и осуществляющей управление парком. Держателями акций являются городской муниципалитет, местные банки и дортмундский Институт автоматизации производственных процессов (Institute for process automation).

Парк начал функционировать в 1985 г. Официально он не считается инкубатором, поэтому в нем могут размещаться (на срок до четырех лет) не только новые, но и уже вполне оперившиеся фирмы. Но род деятельности клиентов ограничен исследованиями и разработкой опытных образцов, для изготовления которых в составе парка есть мастерские. Промышленное производство не предусматривается. В планах развития намечено построить еще одно здание с теми же функциями, что у берлинского TIP. В дортмундском центре размещается до 40 фирм. В 1986 г., через год после открытия, их было 29. Большинство специализировалось в области измерительной техники (8), микроэлектроники (5) и телекоммуникаций (4). Из университета «отпочковались» две фирмы из 29. Среднее число работающих – 6,5 человека.

Парк в Гейдельберге построен в 1985 г. на средства муниципалитета (85%) и торговопромышленной палаты (15%), предоставивших их с целью «поднять престиж города в качестве исследовательского центра, сократить наполовину “утечку мозгов” и создать новые рабочие места для ученых и инженеров. Все это – путем развития связей между фирмами, работающими в области медицины и биохимии, с расположенными в городе исследовательскими учреждениями» (25, с.48–49). Гейдельберг по праву можно считать медико-биологической и физической столицей ФРГ. Здесь находится знаменитый на весь мир университет, а кроме того – институты Общества Макса Планка по ядерной физике, клеточной биологии, медицинским исследованиям и астрономии, Центр молекулярной биологии, Европейская лаборатория молекулярной биологии, Немецкий онкологический центр. По силе сосредоточенного здесь научного потенциала Гейдельберг сопоставим с английским Кембриджем. Есть у этих городов и другие сходные особенности: сравнительно небольшие размеры, отсутствие крупной индустрии как в прошлом, так и в настоящем. Объективные условия для возникновения феномена, подобного кембриджскому, здесь присутствуют. Но позиция университета всегда была иной, чем в Кембридже, – более чопорной, дистанцированной от проблем «обыденной» жизни. Даже в наше время исследователи парков ФРГ отмечают, что, несмотря на давление со стороны местных властей, гейдельбергский университет почти не принимает участия в деятельности построенного на его территории технологического центра.

Центр тем не менее действует успешно. Его полезная площадь 12 тыс. кв. м. Первыми 12 клиентами были небольшие, возникшие еще до появления центра фирмы, обладавшие уже опытом самостоятельной деятельности на рынке. Средняя численность работающих на них – 13,3 человека, специализация – медицинское оборудование, фармакология, биотехнология. Очень скоро некоторым клиентам гейдельбергского парка стало тесно в его стенах, хотя организация производства здесь не возбраняется, и они переехали в расположенные неподалеку здания бывшего монастыря, приспособленные под цеховые помещения. Сотрудничают фирмы центра не столько с университетом, сколько с другими исследовательскими организациями города, в первую очередь – с институтами Общества Макса Планка. Перспективы у гейдельбергского парка очень хорошие, возможно, лучше, чем у всех других исследовательских парков страны.

Как мы уже отмечали, в создании западноевропейских парков основную роль играет общественный сектор, центральные и местные правительственные учреждения. Это в полной мере относится к ФРГ, где практически все парки, в том числе и финансируемые частным капиталом (есть один такой парк в Штутгарте, его построил консорциум местных банков), созданы по инициативе земельных властей и в подавляющем большинстве случаев с их финансовым участием. Кроме того, в ФРГ, как и в других странах Западной Европы, действует целый ряд программ, направленных на поощрение малого и среднего предпринимательства и развития современных технологий. Ими могут воспользоваться клиенты любого парка. Попробуем показать эти программы более конкретно, поскольку они могут рассматриваться как типичные и для всего региона, и для других развитых стран.

На уровне центрального правительства действуют четыре группы таких программ. Первая из них осуществляется через банк, который называется «Lastenausgleichsbank» (дословно – банк выравнивания нагрузок). Его основная задача – перераспределение налоговых поступлений между землями Федеративной Республики таким образом, чтобы финансовое бремя, лежащее на бедных и богатых землях, «выравнивалось». Но он занимается и другими проблемами, в том числе помощью мелким и средним фирмам. Здесь можно получить ссуду на организацию новой фирмы, на вступление в уже действующую фирму на правах партнера или на покупку действующей фирмы из 7% годовых сроком на 10 лет (если приходится строить здание – то на 15 лет) с обязательством начать выплату не позже чем на третий год после получения. Далее, если организовывать фирму, расширять ее или рационализировать на территории земли, отнесенной к числу отсталых, то процент уменьшается до 6% годовых. Кроме того, можно получить ссуду на установку или расширение оборудования, обеспечивающего охрану окружающей среды. Порядок выплаты тот же, процент – 6,5% годовых. Клиенты, получившие какую-либо из перечисленных ссуд, могут взять и дополнительные кредиты на сумму до 300 тыс. марок из 7,5% годовых для финансирования начальных стадий разработки продукции или для расширения ее ассортимента.

Вторая группа программ реализуется через Банк реконструкции (Bank for reconstruction). Он кредитует затраты, необходимые на начальном этапе организации производства новой продукции, включая заработную плату, из 7,5% годовых. Размер кредита – до половины общей суммы затрат, если оборот фирмы не превышает 300 млн. марок в год. Если оборот меньше 50 млн. марок, то кредит может составить до 2/3 общей суммы.

Третья группа программ предусматривает не сами ссуды, а государственные гарантии банкам на кредиты для малых и средних фирм, если они (фирмы) сами не могут предоставить достаточно надежного залога. Гарантируются займы объемом до 750 тыс. марок сроком до 10 лет, если эта сумма не превышает существующий на момент займа общий капитал фирмы.

Все перечисленные виды услуг существуют достаточно давно, с начала 50-х годов, и активно используются мелкими предпринимателями. К примеру, только в 1983 г. LAB выдал кредиты 16,5 тыс. новых фирм (25, с.33). Однако обследование, проведенное федеральным правительством в том же году, показало, что среди получателей кредитов было совсем немного компаний, которые относились бы к числу наукоемких. Всего 0,2% общей суммы правительственной помощи получили новые небольшие предприятия, относящиеся к этой категории. По-видимому, условия кредитов для фирм, занимающихся высокотехнологичной продукцией, не годились. Они не соответствовали ни реальному уровню начальных затрат на оборудование, необходимое наукоемкой фирме, ни срокам создания и подготовки к рынку новых наукоемких изделий. Кроме того, поскольку не разрешалось получать помощь одновременно по разным программам, фирме приходилось выбирать, какую именно стадию своего становления финансировать. При этом начало промышленного производства оказывалось стадией, поддержанной слабее других (можно взять одну ссуду только в Банке реконструкции).

По результатам обследования была разработана еще одна про-грамма, которая начала действовать с июля 1983 г., Программа ориентированного на технологию предпринимательства (Technology oriented enterprises pilot programm – TOU). В своем первоначальном, экспериментальном (pilot) варианте эта программа предусматривала, что любое наукоемкое предприятие не старше трех лет и с числом работающих менее 10 человек, расположенное в одном из шести «требующих специального внимания» районов (Рур, Берлин, Гамбург, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Саар, Карлсруе и Восточная Бавария), может подать заявку на государственную субсидию (грант). Субсидированию подлежат все стадии создания высокотехнологичной продукции, от предварительного анализа до начала промышленного производства включительно. В дальнейшем, после освоения промышленного производства можно получить государственные гарантии банковских кредитов.

Когда предприятие находится на территории, не вошедшей в число шести специально опекаемых районов, оно может воспользоваться тем же правом в двух случаях: если разрабатывает микроэлектронное изделие или если получает более 25% своих инвестиций от венчурных финансовых компаний. Последним условием правительство стремилось подтолкнуть развитие венчурного капитала, которое шло в ФРГ довольно вяло.

Для получения гранта заявитель должен представить подробный «бизнес-план» в один из шести региональных консультативных центров, расположенных в Берлине, Гамбурге, Бохуме, Карлсруе, Регенсбурге и Саарбрюкене. Консультативный центр определяет целесообразность выдачи субсидии и ее размер. При этом раздельно могут финансироваться три стадии нововведения: I фаза – разработка концепции, анализ рынка и консультации у технических экспертов; грант может составить до 90% затрат, но не более 54 тыс. марок;

II фаза – разработка продукта; грант может составить до 75% стоимости необходимых для создания и испытания изделия капитальных затрат, но не более 900 тыс. марок; дополнительно можно получить гарантии на 50% банковских кредитов, но не более чем на 150 тыс. марок;

III фаза – промышленное производство; можно получить гарантии на 80% займов, но не более чем на 2 млн. марок.

Для финансирования TOU правительство создало специальный фонд.

Через год после начала действия программы анализ результатов показал, что число образованных с ее помощью фирм не превысило 100, а на фазы II и III получили поддержку всего 50 компаний. Тогда правительство пошло на расширение рамок TOU. Во-первых, были сняты географические ограничения, программа стала распространяться на всю территорию ФРГ. Во-вторых, в число наукоемких отраслей была включена биотехнология. В-третьих, 15 технологических парков, предоставляющих новым фирмам производственные помещения и услуги, получили такой же статус, какой имели до этого шесть консультативных региональных центров, т.е. право решать вопрос о предоставлении гранта. И в-четвертых, фирмам венчурного капитала, финансирующим наукоемкие предприятия, дали возможность, в свою очередь, обращаться в указанные центры за помощью на проведение обзора рынка. Соответственно расширению сферы действия программы увеличился и фонд, из которого она финансировалась. В таком виде TOU действует и в настоящее время. Еще один источник централизованной помощи «высших инстанций», которым могут воспользоваться фирмы – клиенты парков ФРГ и других стран Западной Европы, и не только клиенты, но и сами парки, – это программы ЕЭС. По ним предоставляются субсидии предприятиям, университетам и исследовательским центрам, работающим в области микроэлектроники, молекулярной биологии, производства пищевых продуктов, повышения эффективности переработки сырья, атомной физики, медицины и защиты окружающей среды. Гранты присуждаются на конкурсной основе и обычно составляют 50% стоимости работ. В 1985 г. Европейский фонд регионального развития начал предоставлять финансовую помощь технологическим паркам, оговорив, правда, довольно жесткие критерии, которым обязан удовлетворять парк, чтобы такую помощь получить. Его производственные помещения должны отвечать современным стандартам: услуги, предоставляемые клиентам, должны включать обучение менеджменту и основам предпринимательской деятельности, а также консультативную управленческую и техническую помощь; парк должен быть прибыльным или иметь четкую перспективу стать таковым в ближайшие годы; условия приема клиентов в парк должны быть достаточно жесткими, отбор тщательным (ориентировочно – одна фирма из 20 претендентов). Далеко не каждый западногерманский парк может похвастаться прибыльностью или столь интенсивным наплывом фирм, желающих в него попасть, так что фонды ЕЭС – источник хоть и соблазнительный, но труднодоступный. В 1986 г. лишь четыре парка ФРГ (в Касселе, Дортмунде, Гейдельберге и Саарбрюкене) имели клиентов, получающих гранты по европейским программам, и только один парк (Берлинский TIP) получил субсидию из Фонда регионального развития ЕЭС. Гораздо более реальной является возможность использовать программы, действующие на уровне отдельных земель, входящих в федерацию. Перечень различных видов оказываемой земельными правительствами помощи и предоставляемых льгот приводится в табл. 6.

Таблица 6

Программы помощи наукоемким малым фирмам, действующие
в отдельных землях ФРГ

Название земли Содержание программ
Баден-Вюртенберг За выход на рынок с новым наукоемким товаром или процессом можно получить субсидию в размере 15% стоимости предприятия и 50% затрат на анализ рынка. Земельное правительство предоставляет гарантии на кредиты от венчурных банков, а земельный фонд рискового капитала дает кредиты в таких же размерах, как и получаемые из частных источников. Земельное правительство дает займы размером до 50% затрат из 6% годовых для инвестиций в отсталых районах.
Бавария Займы под низкий процент для фирм, внедряющих наукоемкую продукцию или процессы. Размер займа – до 50% затрат. Гранты или беспроцентные ссуды для фирм, создающих рабочие места или поддерживающих уровень занятости путем внедрения новых технологий.
Берлин Новые фирмы, разрабатывающие наукоемкую продукцию или технологические процессы, могут получить под очень небольшие проценты ссуду, возвращаемую только в случае успеха. Финансируются все стадии нововведения вплоть до выхода на рынок. Дешевые кредиты и долевые инвестиции предоставляются малым и средним фирмам, обеспечивающим повышение занятости. Правительство гарантирует 90% займов, получаемых вновь создаваемыми фирмами от частных банков.
Бремен Правительство предлагает свои гарантии фирмам, берущим в частных банках кредиты для внедрения новых технологий.
Гамбург Правительство дает субсидии малым и средним фирмам, получаю-щим кредиты на организацию дела или его расширение. Для средних фирм правительство гарантирует 80% получаемых ими от частных банков кредитов.
Нижняя Саксония Дешевые кредиты размером до 66% затрат предоставляются фирмам, которые создаются заново, расширяются или приобретают другую фирму. Для тех же целей правительство гарантирует 80% кредитов, полученных в частных банках.
Северная Рейн – Вестфалия Правительство предоставляет дешевые кредиты размером до 38% затрат на организацию новой фирмы. Для фирм, закупающих новую технологию, предоставляется рисковый капитал.
Саар Дешевые кредиты для фирм, создающихся заново, расширяющих или модернизирующих свое производство. Малым и средним фирмам предоставляются субсидии на проведение исследований и разработок.

Источник: 25, с.38.

Совокупность мер, предпринимаемых федеральным правительством и земельными властями, плюс дополнительная помощь со стороны ЕЭС создают в ФРГ обстановку, благоприятную для развития мелкого и среднего бизнеса в целом, а особенно для такого рода предприятий, действующих в сфере наукоемких технологий. Западногерманские научные парки и их клиенты, по мнению некоторых экономистов, находятся в несколько тепличных условиях. Плюсы и минусы столь щедрой опеки мы обсудим в разделе об эффективности научных парков.


Категория: Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки | Просмотров: 455 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0