1. Юдин Б.Г. История советской науки как процесс вторичной институционализации // Философские исследования. – 1993. – № 3. – С.91-94.
2. Волобуев П.В. Русская наука накануне Октябрьской революции // Вопросы истории естествознания и техники. – 1987. – № 3.
3. Вернадский В.И. Довольно крови и страданий // Век XX и мир. – 1990. – № 1.
4. Юдин Б.Г. Указ, соч., с.96.
5. Кожевников А.Б. Этапы научной политики в СССР (1917-1941). В кн.: Вторая конференция по социальной истории советской науки. Тезисы. – М, 1990.
6. Авдулов А.Н. Кулькин А.М. Структура и динамика научно-технического потенциала России. – М: Эдиториал УРСС, 1996. – С.83.
7. Fusfeld H.I. Technical Enterprise: present and future patterns. – Cambridge (Mass.), 1986. – P.304.
8. Российские вести. – № 38 (462). – 3 марта 1994. – С.15.
9. Авдулов А.Н. Кулькин А.М. Структура и
...
Читать дальше »
|
Инфратехнология
Одним из фундаментальных мегафакторов, ставший барьером между индустриальными и постиндустриальными странами является уровень развития в масштабе страны технологической инфраструктуры, инфратехнологии. Его-то и надлежит России преодолеть. Именно с «инфратехнологии» следует начать процесс предстоящей модернизации всей хозяйственной системы России. Очень хочется надеяться, что процесс выхода из затянувшегося системного кризиса, с принятием политическим руководством страны четырех национальных проектов, уже начался. Основное содержание и назначение национальных программ и проектов – это решение стратегических задач, обеспечивающих «прорыв» общества в целом на новые рубежи. Разумеется, каждый такой проект должен иметь для успешной его реализации детально проработанную инфраструктуру. Национальный проект «Технологическая инфраструктура» – это сверхзадача, сверхцель, потому что работая над ее осуществлением
...
Читать дальше »
|
Кризис системы государственного управления гражданской наукой
Главная причина кризиса состоит в том, что не соблюдается принцип, имеющий стратегическую значимость, а именно: военная научная политика должна быть составной частью общенациональной. Разделять научную политику на военную и гражданскую, строго соблюдать границу между ними весьма опасно. Напомним, в США вопрос о разделении ИР на гражданские и военные и о руководстве ими чрезвычайно остро стоял в 40-е годы прошлого века, когда дебатировался закон о ННФ. Ванневар Буш, лидер сообщества ученых того времени, признавая это деление, последовательно отстаивал приоритет гражданской науки и твердо высказывался за гражданское руководство всеми ИР страны.
Властные структуры России не придают гражданской науке должного значения, не осознают ее ключевой роли в общероссийской системе н
...
Читать дальше »
|
Внешнее управление Россией
Ко всем общенациональным бедам, связанным с приватизацией, добавилась еще одна – внешнее управление Россией. Совершим экскурс, чтобы высветить каким образом складывались структура, функции и механизмы внешнего управления.
События августа 1991 г. (попытка ГКЧП взять власть в свои руки) до предела обнажило противостояние между президентом СССР М.С.Горбачевым, утратившим после «путча» ГКЧП политическую активность, и президентом РСФСР Б.Н.Ельциным, проявившим в этот исторический момент бурную политическую деятельность, рейтинг которого в эти месяцы был очень высок. Сложилось весьма странное во властной структуре двоевластие. Активная позиция Ельцина в конечном итоге и решила в его пользу это противостояние.
28 октября 1991 г. Ельцин в своем программном заявлении перед депутатами Верховного Совета РСФСР объявил, что он делает выбор в пользу рыночной экономики и рад
...
Читать дальше »
|
5. Мегафакторы разрушения экономики и научно-образовательного потенциала России
В 1990-х годах значительная часть, если не большинство, исследователей предсказывали экономическую депрессию в глобальном масштабе и окончательный переход роли мирового экономического лидера к Японии. Такой прогноз они делали на основе анализа исключительно финансового аспекта кризиса. Лишь немногие эксперты видели его причину в растущем социальном неравенстве, сокращении платежеспособного спроса, стагнации производительности и т.п. Весьма любопытно, что большинство экспертов не принимали в расчет те факторы, которые способствовали быстрому выходу из кризиса и сохранению США лидирующей роли в мировой экономике. Между тем для такого прогноза были довольно серьезные основания. Во-первых, США в эти годы имели громадный дефицит бюджета и отрицательное сальдо своего торгового баланса с Японией. Во-вторых, с конца 1970-х годов японская промышленность успешно вытесняла американских производителей
...
Читать дальше »
|
4. Научно-технический феномен советского государства
Отраслевой сектор науки – это феномен, порожденный советским государством. В промышленно развитых странах сектора подобного типа, по сути дела, нет. Там есть заводской сектор науки, который выполняет функции и занимает в национальном масштабе столь же ключевые позиции, как в Советском Союзе занимал отраслевой.
В становлении научно-технического потенциала Советского государства важнейшую роль сыграл отраслевой сектор науки. Но без академической науки и высшей школы создать научно-технический потенциал, сопоставимый с потенциалом США, было бы невозможно. Поэтому кратко рассмотрим эти три составные части научно-технического потенциала России советского периода, в основном на переломе перехода от плановой («социалистической») экономики к рыночной.
По всем масштабным показателям отраслевой сектор науки в России до начала перест
...
Читать дальше »
|
4. Космический вызов СССР
Следующий этап институционализации политических форм организации науки в США связан с запуском первого спутника Земли. Здесь необходимо подчеркнуть весьма важную для нашего анализа сложившуюся ситуацию в соперничестве между СССР и США. Речь идет о научно-технической гонке, ориентированный на производство новейшей военной техники. СССР, отвечая на вызов США (в 1945 г. ими были сброшены две атомные бомбы на японские города), в 1949 г. произвел испытание своей атомной бомбы. Это событие в США было воспринято относительно спокойно, как досадное недоразумение и рассматривалось как заслуга советской разведки, а не как результат напряженного труда большего коллектива специалистов и высококвалифицированных рабочих. Такая версия поддерживалась лоббистами и представителями военно-промышленного комплекса США, она была использована ими для получения огромных оборонных заказов. Хотя некоторые аналитики предупреждали о том, что «тоталитарная система»
...
Читать дальше »
|
2. «Наука – бескрайние рубежи»: осознание новой роли науки в обществе
В условиях Второй мировой войны связями науки и государства ведало Управление научных исследований и разработок во главе с В.Бушем. Созданная им система, несмотря на военные условия, была коллегиальной и децентрализованной. Буш взял на себя роль посредника и арбитра между научным сообществом, с одной стороны, и правительственными учреждениями – с другой, в первую очередь – с Техническим бюро армии и флота. Буш считал, что ученый или инженер плодотворнее и эффективнее трудится на привычном ему месте, там, где работал в мирное время, и их не нужно, за исключением редких особых случаев, «переселять» в военные лаборатории. Другими словами, промышленные и академические организации работали скорее в партнерстве с правительством, чем под его прямым контролем. Эта модель отличалась от модели, практиковавшейся в годы Первой мировой войны, ког
...
Читать дальше »
|
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НАУКИ В США
Процесс формирования научно-технического потенциала и системы государственной поддержки научно-технической деятельности в США весьма поучителен и заслуживает серьезного изучения по ряду причин. Во-первых, в короткий исторический срок, по сравнению с Россией и странами Западной Европы, США превратились в ведущую в научно-техническом отношении державу мира; во-вторых, процесс этот происходил относительно плавно, без разрушительных потрясений для науки, между учеными и политиками возникали противостояния и напряженность, которые иногда приобретали достаточно острые формы, но они в конечном итоге преодолевались без отрицательных последствий для обеих сторон; в-третьих, форма, стиль работы, отношение политической власти к сообществу ученых резко отличается от аналогичных структур деятельности как в России, так и в странах Западной Европы. Американцы, в том числе
...
Читать дальше »
|
I. ЭТОС НАУКИ. «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА»
И СВОБОДА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наука как составная часть общечеловеческой культуры обладает существенной особенностью, а именно: она интернациональна, для нее не существует национальных форм и границ. Она стала таковой потому, что научный труд является трудом всеобщим, а наука – делом всего общества. Следовательно, наука – это продукт исторически накапливаемого знания, своеобразный, постоянно воспроизводимый в масштабе человеческого общества «научный капитал». В этом смысле научные знания являются общечеловеческим достоянием, более или менее эффективное использование которого в общественном производстве происходит в разных социальных и национальных формах. Этим достоянием от имени общества влад
...
Читать дальше »
|
Эволюция организационных структур науки
Взаимоотношения науки и власти, ученых и политиков можно условно разделить на две эпохи, хорологическим рубежом между которыми являются годы Второй мировой войны.
Войны часто оказываются катализаторами общественных процессов, и Вторая мировая война не была в этом отношении исключением. Она со всей очевидностью проявила то решающее значение, которое приобрела наука к середине прошлого века, ее новую роль в обеспечении военной и экономической мощи государства, да и во всех сферах жизнедеятельности общества. Продвижение науки к роли решающего фактора в системе производительных сил происходило постепенно, заняло более 100 лет и не бросалось в глаза на фоне крупных социальных потрясений – революций, войн, дележа колоний. Однако именно этот процесс был наиболее весомым, бесповоротным и перспективным среди множества перемен, имевших место в последние полтора века. Вторая мировая война со всей очевидностью показала новую роль н
...
Читать дальше »
|
|