Кулькин, Анатолий Михайлович

00:30
Головное научно – производственное объединение ГНПО. Основные положения.

Головное научно – производственное объединение ГНПО является единым научно-производственным и хозяйственным комплексом, в состав которого входят научно-исследовательские, конструкторские, проектно – конструкторские и технологические организации, заводы (фабрики), пусконаладочные, шефмонтажные и другие структурные единицы в зависимости от задач, поставленных перед объединением основным акционером. Структурные единицы, входящие в состав научно – производственного объединения, не являются или являются юридическими лицами, в последнем случае на них распространяется действие законодательства, определяющем деятельность научно-исследовательских, конструкторских, проектно – конструкторских и технологических организаций. Таким образом, деятельность научно – производственного объединения строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью структурных единиц объединения.

Научно-производственное объединение, используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании государственное имущество, осуществляет силами коллектива объединения под руководством вышестоящего органа свою деятельность в соответствии с планом социально-экономического развития и всей совокупности отраслевых планов развития на основе хозяйственного расчета (научные исследования и технические разработки ГНПО финансируются за счет средств федерального бюджета), выполняет возложенные на него функции и пользуется всеми законодательными правами, связанными с профильной деятельностью, имеет самостоятельный балансовый учет и является юридическим лицом.

Основными задачами научно-производственного объединения являются:

1. Решение задач научно – технического прогресса в отрасли (подотрасли) на основе использования новейших достижений в области науки и техники, технологии и организации производства;

2. Создание и внедрение на предприятиях отрасли и в экономике в целом новых машин, приборов, оборудования, материалов, технологических процессов, автоматизированных систем управления, систем машин (комплексов оборудования) для механизации и автоматизации производственных процессов;

3. Передача государственным предприятиям, подведомственным вышестоящему органу исполнительной власти и рыночным хозяйствующим субъектам на основе хозяйственных договоров РНТД для организации серийного и массового производства разработанной новой техники и технологии, участие в организации выпуска новой продукции, проведение монтажных и пусконаладочных работ;

4. Разработка научно – технических прогнозов, планов и программ решения основных научно – технических проблем, направленных на повышение технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции в отрасли (подотрасли);

5. Оказание необходимой помощи в повышении квалификации специалистов организаций, предприятий и производственных объединений, осваивающих и внедряющих РНТД ГНПО (результаты научных исследований и технических разработок);

6. Оказание на бесплатной и коммерческой основе образовательных услуг на базовых кафедрах ВУЗов, созданных с участием ГНПО, и услуг по повышению квалификации в собственных научно-образовательных центрах, оказание информационных услуг научно-техническим организациям, предприятиям отрасли о достижениях ГНПО в области создания новой техники и разработки новых технологических процессов, а также участие в установленном порядке в отечественных и зарубежных технических выставках и ярмарках;

7. Совершенствование планирования и управления, повышение эффективности проведения научных исследований и технических разработок, внедрение научной организации труда и производства, повышение роли экономико-математических методов планирования и управления отраслью, совершенствование организации хозяйственного расчета;

8. Выполнение в полном объеме государственного заказа (ГЗ), обязательств и контрактов в соответствии с заключенными хозяйственными договорами;

9. Разработка методических рекомендаций по повышению производительности труда в рамках отрасли (подотрасли), а также по повышению эффективности научных исследований, технических разработок и производства, систематическое снижение сметной стоимости исследований и разработок и себестоимости выпускаемой продукции;

10. Рациональное использование и повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков и стоимости строительства;      

11. Неукоснительное выполнение заданий по производству, прибылям, налоговым платежам в федеральный бюджет, заданий по капитальному строительству, вводу в действие основных фондов и производственных мощностей и других заданий народнохозяйственных и отраслевых планов;

12. Создание условий для закрепления кадров, совершенствование форм и систем оплаты труда, стимулирования эффективности и результативности труда.

Научно-производственное объединение учреждается, в зависимости от его подчиненности, соответствующим федеральным министерством (ведомством) Российской Федерации.  В состав учредителей могут входить региональные органы  исполнительной власти, коммерческие предприятия. При создании ГНПО учитывается специализация организаций и предприятий, их территориальное расположение, наличие научно-технических связей между ними, необходимость полной или частичной централизации выполнения научно-технических и производственно – хозяйственных функций в целях обеспечения эффективной деятельности ГНПО. Структурная единица объединения создается вышестоящим по отношению к объединению органом по представлению генерального директора объединения (либо по решению Совета директоров акционерного общества).

В зависимости от задач и профиля деятельности головное научно-производственное объединение подчиняется министерству (ведомству) Российской Федерации или Правительству Российской Федерации (в этом случае ГНПО действует в статусе «национальной лаборатории»).

В необходимых случаях по решению министерства (ведомства) РФ или Правительства РФ головному научно-производственному объединению могут быть подчинены отдельные самостоятельные предприятия и организации, пользующиеся правами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, а также отраслевыми положениями о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях.

Объединение, которому подчинены самостоятельные организации и предприятия, выступает по отношению к ним как вышестоящий орган финансового планирования. Однако ГНПО может лишь частично централизовать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций указанных организаций и предприятий.

Научно-производственное объединение отвечает по своим обязательствам тем закрепленным за ним имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Ответственность объединения по обязательствам вышестоящего органа, а также ответственность вышестоящего органа по обязательствам объединения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обязательствам государства.

Научно-производственное объединение имеет устав, утверждаемый вышестоящим органом.

Устав объединения должен содержать:

  • наименование объединения с указанием его места нахождения (почтовый адрес) и перечень реквизитов счетов объединения в учреждениях банков;
  • наименование органа, которому объединение непосредственно подчинено (вышестоящего органа);
  • указание о цели и области научно-производственной деятельности объединения (профиль, специализация);
  • указание о том, что объединение имеет уставный фонд;
  • указание о том, что объединение действует на основании законодательства РФ и является юридическим лицом;
  • наименование должностного лица, возглавляющего объединение;
  • перечень структурных единиц, входящих в состав объединения, с указанием места нахождения каждой из них, наименование головной структурной единицы объединения, а при наличии у них счетов в учреждениях банков – перечень реквизитов этих счетов.

Объединение приобретает связанные с его деятельностью права и обязанности и является юридическим лицом со дня утверждения устава.

Права и обязанности структурной единицы научно-производственного объединения.

Положение о структурной единице научно-производственного объединения утверждается генеральным директором объединения; положения о ее подразделениях (отделах, службах, цехах, участках и других) утверждаются руководителем соответствующей структурной единицы объединения. Генеральный директор объединения вправе предоставлять структурной единице объединения дополнительные права в пределах компетенции объединения, за исключением прав, переданных объединению вышестоящим органом.

Структурная единица научно-производственного объединения может иметь свое наименование (связанное с наименованием ГНПО), юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, коды статистики.

Структурная единица научно-производственного объединения: распоряжается переданными ей основными и оборотными средствами, трудовыми и материальными ресурсами, осуществляет свою деятельность на началах хозяйственного расчета в пределах прав, установленных законодательством, а также прав, переданных ей научно – производственным объединением. Структурная единица ГНПО заключает от имени объединения хозяйственные договоры, ответственность по которым несет объединение (перечень и виды таких договоров определяются объединением).

Порядок осуществления внутрихозяйственных отношений в научно-производственном объединении, последствия нарушения структурными единицами объединения своих обязанностей, а также порядок разрешения внутрихозяйственных споров в объединении определяются     объединением.

Для рассмотрения перспективных и текущих проблем ускорения научно- технического прогресса в производстве, проведения единой технической политики и для разработки рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, крупных изобретений и результатов научных открытий в научно-производственном объединении создается Научно-технический совет в составе председателя (генеральный директор объединения или его заместитель по науке), ученого секретаря и членов совета. В состав научно-технического совета объединения могут входить ведущие ученые и специалисты других организаций, работающих по профилю объединения, представители предприятий отрасли, вышестоящего органа. Состав Научно-технического совета ГНПО и положение о нем утверждаются вышестоящим органом.

В научно-производственном объединении в соответствие с действующим порядком должен быть создан Совет по присуждению ученых степеней.

Ревизия научно-производственной и финансово-хозяйственной деятельности научно-производственного объединения производится вышестоящим органом с привлечением представителей неаффилированных организаций комплексно один раз в два года. Объединение осуществляет проверку научно-производственной и финансово-хозяйственной деятельности своих структурных единиц и участвует в проверке деятельности подчиненных объединению самостоятельных организаций и предприятий.

Имущество научно-производственного объединения состоит из основных и оборотных средств, образующих его уставный фонд, а также из фондов и другого имущества, закрепленного за объединением. Имущество, закрепленное за объединением, отражается на его самостоятельном балансе. При подчинении объединению самостоятельных предприятий и организаций их имущество учитывается на самостоятельных балансах этих предприятий и организаций. В таких случаях объединение составляет сводный баланс. В научно-производственном объединении создаются следующие фонды:

  • фонд развития объединения; фонд стимулирующих выплат;
  • фонд социально-культурных программ и жилищного строительства; фонд амортизационных отчислений;
  • фонд премирования

Порядок образования и расходования фондов определяется действующим законодательством и настоящим Положением.

Научно-производственное объединение закрепляет за структурной единицей объединения часть основных и часть оборотных средств объединения, необходимых для выполнения утвержденных этой структурной единице планов. Оборотные средства закрепляются в соответствии с установленными нормами (нормативами).

Структурная единица объединения получает в свое распоряжение часть фондов, размер которой определяется генеральным директором ГНПО по согласованию с соответствующими органами управления ГНПО пропорционально доле участия каждой структурной единицы объединения в создании и производстве товаров и услуг.

Общий размер (норматив) собственных оборотных средств научно-производственного объединения, их рост или сокращение утверждаются в установленном порядке исходя из плановых заданий и в соответствии с нормами расхода и запасов товарно-материальных ценностей. Закрепленные за объединением оборотные средства в пределах норматива не могут быть изъяты у него вышестоящим органом. Излишние оборотные средства (сверх норматива) могут быть изъяты у объединения вышестоящим органом только в порядке перераспределения по годовому отчету объединения или при изменении норматива собственных оборотных средств в связи с изменением научно-производственного плана объединения.

Закрепленные за научно-производственным объединением здания, сооружения, действующее оборудование и иные основные средства могут передаваться другим организациям и предприятиям в порядке, установленном законодательством РФ по специальному     постановлению   Правительства.

Временно неиспользуемые здания и сооружения, производственные, складские и иные помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты, относящиеся к основным фондам, научно-производственное объединение может сдавать в аренду другим организациям и предприятиям. Арендная плата за здания, сооружения и помещения взимается в размере не свыше сумм амортизационных отчислений и платы за фонды по данному виду имущества. Сверхнормативные и неиспользуемые материальные ценности (оборудование, транспортные средства, материалы, топливо и т.д.) реализуются научно-производственным объединением в установленном порядке. Суммы, поступившие в результате продажи материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам, остаются в распоряжении объединения в качестве его оборотных средств. При этом суммы от продажи излишнего сырья и материалов, приобретенных ранее за счет бюджетных ассигнований для научных целей, засчитываются при текущем финансировании этих работ или вносятся в доход бюджета. Суммы, полученные от продажи материальных ценностей, относящихся к основным средствам, остаются в распоряжении объединения и направляются им в фонд развития объединения.

Амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления основных фондов, в установленных размерах остаются в распоряжении объединения и включаются в фонд развития объединения. Остальная часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, направляется в соответствии с действующим законодательством на финансирование централизованных капитальных вложений. Размеры средств фонда материального поощрения и фонда жилищного строительства, а также нормативы отчислений от прибыли в эти фонды и в фонд развития объединения по научно – производственному объединению в целом определяются в установленном порядке вышестоящим органом по согласованию с соответствующими профильными органами исполнительной власти РФ. Права и обязанности ГНПО в области планирования.

Научно-производственное объединение разрабатывает в соответствии со своей специализацией и представляет в вышестоящий орган на утверждение проекты годовых и среднесрочных (3–5 лет) планов развития науки и техники и производства, а также предложения к проектам планов на более длительный период. В разрабатываемых объединением проектах планов должны быть обеспечены новизна и перспективность предусматриваемых к реализации научных и технических решений, экономический эффект от использования результатов законченных работ, практический вклад объединения в повышение технического уровня производства и технико-экономических показателей соответствующих производственных предприятий, а также взаимная увязка всех разделов планов и предусмотрено максимальное использование внутренних резервов.

Научно-производственное объединение разрабатывает и утверждает тематику инициативных работ по реализации отдельных научных и технических предложений, а также тематику поисковых исследований по принципиально новым научным и техническим направлениям, соответствующим профилю объединения, с учетом фундаментальных исследований, проводимых научными организациями Российской академии наук и другими государственными отраслевыми академиями.

Орган федеральной исполнительной власти рассматривает с привлечением научно-производственного объединения и утверждает ему плановые задания по научной и производственной деятельности в соответствии с установленной для научно-производственных объединений федеральной системой показателей и обеспечивает объединение соответствующими материально-техническими, финансовыми ресурсами и фондом заработной платы, необходимыми для выполнения этих заданий. Данные по планам участия ГНПО в федеральных целевых программах вышестоящим органом не утверждаются, а разрабатываются объединением и используются плановыми органами в качестве расчетных материалов к обоснованию объемов дополнительного финансирования. Плановые задания структурным единицам объединения устанавливает генеральный директор объединения.

Научно-производственное объединение в соответствии с утвержденными ему показателями разрабатывает среднесрочный трехлетний план с распределением важнейших заданий по годам. Трехлетний план является основной формой планирования научно-производственной деятельности объединения.

Объединение в соответствии с утвержденными ему плановыми заданиями по научной и производственной деятельности, освоению и внедрению новой техники и заключенными договорами, с учетом тематики инициативных работ и поисковых исследований, разрабатывает годовой план научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, производственной и финансовой деятельности объединения (план НИОКР), охватывающий деятельность структурных единиц объединения, квартальные планы научной и производственной деятельности, а также месячные планы производственной деятельности.

ГНПО устанавливает для входящих в его состав структурных единиц основные показатели трехлетнего, годового, квартального и месячного планов, обеспечивающие выполнение утвержденных объединению плановых заданий с наибольшим экономическим эффектом. Структурная единица объединения на основе установленных объединением показателей разрабатывает планы научной и производственной деятельности по структурной единице в целом и по своим структурным подразделениям.

При изменении вышестоящим органом объединению плановых заданий одновременно должны вноситься соответствующие изменения во все взаимосвязанные плановые показатели, включая взаимоотношения с бюджетом, без изменения взаимоотношений вышестоящего органа с федеральным бюджетом.

При разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов взаимодействия сектора прикладных (отраслевых) исследований и разработок с производственным сектором необходимо ориентироваться на:

  • общесистемные проблемы, встающие перед организациями государственного сектора науки, осуществляющими исследования и разработки вне зависимости от их научной специализации;
  • проблемы, характерные для отраслевых организаций, непосредственно специализирующихся в профильных сферах;
  • проблемы структурного, фискального и финансового характера, встающие перед промышленными предприятиями.

Научный потенциал организаций, специализирующихся в сфере прикладных исследований и разработок, крайне неоднороден, во всяком случае, в рамках данного исследования не удалось выделить очевидных лидеров. В системе РАН, системе ГНЦ и ВУЗах есть несколько более эффективные организации и группы, есть несколько менее эффективные. При этом необходимо понимать, что тот прикладной задел, который имеется в Российской Федерации, во многом связан с еще советскими разработками, далеко не всегда актуальными в рыночной экономике с иными связями, мотивациями и стимулами. В то же время можно отметить успехи вновь образующихся небольших творческих коллективов и групп, имеющих высокий научный потенциал в области коммерциализации разработок.

Особого внимания заслуживает ситуация с кадрами (как отражение общей проблемы российской науки) и материальной базой научных организаций прикладного характера. Здесь среди первоочередных проблем отмечены следующие:

  • Недостаточная фондовооруженность персонала в секторе исследований и разработок (незначительная, по сравнению с аналогическими зарубежными показателями, стоимость основных средств НИОКР в расчете на одного работника);
  • Низкая техновооруженность персонала в секторе исследований и разработок (незначительная, по сравнению с аналогическими зарубежными показателями, стоимость машин и оборудования, в том числе, приборной базы, НИОКР в расчете на одного работника).

Сохраняется серьезное отставание в части крупных дорогостоящих исследовательских комплексов, прежде всего, для проведения прикладных исследований. Кроме того, имеющееся оборудование зачастую используется неэффективно вследствие недостатка квалифицированного обслуживающего персонала, плохой организации труда.

Для того чтобы заинтересованный в прикладных исследованиях и разработках промышленный сектор был готов взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями на уровне коммерческого заказа, необходимо решить ряд проблем. С одной стороны, государственный отраслевой заказ должен стать более формализованным не с точки зрения сложности конкурсных процедур, но с точки зрения четкого картирования технологических цепочек [7], возникающих на пути внедрения осуществленных прикладных ИиР. С другой стороны, необходимо создать (и опять же, не с точки зрения формального наличия, а точки зрения реального использования РНТД) инфраструктуру внедрения, ориентированную не на государство, но на рыночных хозяйствующих субъектов. Достаточно бессмысленным для этих целей выглядит информирование публики об осуществленных исследованиях и разработках, готовых к коммерциализации, как это делает РАН или РФФИ (что в целом, безусловно, позитивно). Необходим рыночный институт инновационных посредников (entrepreneurs), функционально отвечающий за коммерциализацию НИОКР (в т.ч., вложенными средствами инвесторов).

Для его формирования необходимо:

  • Ликвидировать имеющиеся разрывы в цепочке поддержки инноваций, особенно на стадии посевного финансирования. Однако привлечь к этой стадии в настоящее время бизнес и венчурный капитал будет сложно – ни тот ни другой не устраивают слишком высокие риски таких инвестиций. К сожалению, созданные венчурные фонды и фонды прямых инвестиций в краткосрочной перспективе (в условиях стремительно дорожающей денежной ликвидности) не смогут продемонстрировать своим акционерам нормальную доходность.
  • Вовлечь в наукоёмкие проекты бизнес в форме прямых инвестиций или через государственно-частные партнёрства. Здесь могут возникнуть конфликты интересов, которые снизят эффективность любого проекта. Государство стремится решить стратегические долгосрочные задачи — поддержать и развить конкурентоспособный сектор прикладных исследований. Целью частного бизнеса, как правило, является прибыль и стабильность. Естественный в данной ситуации конфликт мотиваций может быть смягчён за счёт предоставления бизнесу льгот и преференций. [8] Характерно, что и представители сектора ИиР отстаивают данную точку зрения, так как понимают, что в сфере отраслевой науки именно для бизнеса важно создать мотивации по внедрению инновационных технологий. Сектор прикладных исследований не удастся воссоздать, если в стране не появятся крупные компании-потребители инновационных технологий. Сектор прикладных исследований не удастся воссоздать, если в стране не появятся крупные компании-потребители инновационных технологий в области РП.
  • Ликвидировать драматическое несовпадение сроков «вызревания» инновационных технологий (от 5 до 10 лет) и сроков финансирования инновационных проектов (1–3 года). Это ещё больше увеличивает риски инвестиций в такие проекты и для бизнеса, и для самого государства, и непосредственно для руководителей проектов. Недавно созданному фонду или корпорации легко может быть предъявлено обвинение в неэффективности и отсутствии результата в краткосрочной перспективе, поскольку проекты, которые они ведут, рассчитаны на более длительные сроки.
  • Приступить к формированию кластеров проектов [9] в сфере отраслевой науки, что в перспективе позволит работать с этими проектами более эффективно, с меньшими затратами на каждый вложенный со стороны государства рубль. Характерно, что более 80 % опрошенных нами экспертов считают, что в сфере отраслевой науки, что в перспективе позволит работать с этими проектами более эффективно, с меньшими затратами на каждый вложенный со стороны государства рубль. Характерно, что более 80% опрошенных нами экспертов считают, что разрыв инновационного цикла «фундаментальные исследования -прикладные исследования – промышленное производство» является главным препятствием на пути коммерциализации технологий.

В заключение сделаем несколько важных, на наш взгляд, выводов. Среди причин низкого спроса на инновации можно отметить как недостаточный уровень конкуренции на многих отечественных рынках, так и нежелание многих игроков вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты. Играет роль также нежелание конкретных менеджеров, отвечающих в отечественных компаниях за соответствующие направления, брать на себя риск, связанный с внедрением инновационных технологий. В таких ситуациях предпочтение часто отдается либо традиционным технологиям, либо готовым, проверенным западным технологическим решениям (несмотря на их существенно более высокую стоимость). Стоит, однако, отметить, что некоторым организациям удается преодолевать инерцию и, за счет активного взаимодействия с потенциальными потребителями и готовности адаптировать свои технологические решения под их нужды, находить устойчивый спрос на свою высокотехнологичную продукцию. Данные организации нужно поддерживать приоритетным порядком.

Важной проблемой является то, что многие технологии имеют существенную отдачу от масштаба, поэтому в условиях ограниченного спроса на инновации и недоверия к отечественным высокотехнологичным продуктам многие перспективные разработки не могут достичь стадии серийного производства. Помощь со стороны государства, в том числе, в виде внедрения прогрессивных технологических стандартов, могла бы помочь преодолеть эту проблему.

В настоящее время сектор отраслевой науки недостаточно прозрачен, недостаточно прозрачны также академические институты и вузы. Информация о деятельности институтов, в основном, недоступна. Интернет-сайты большинства институтов недостаточно информативны. В такой ситуации осуществлять эффективную государственную политику в сфере поддержки научных исследований и инноваций сложно, нет условий и для привлечения частных средств. Государству следует обязать подведомственные институты регулярно публиковать подробные отчеты о своей деятельности, а курирующие их ведомства – контролировать публикацию отчетности. Минимальный перечень сведений, подлежащий публикации, должен быть утвержден Минобрнауки. Детальная информация о деятельности государственных научных организаций, в том числе с микроданными по отдельным научным организациям, должна бать доступна для исследователей. Повышение транспарентности сектора прикладных исследований позволило бы не только более эффективно осуществлять государственную политику, но и способствовало бы более эффективному взаимодействию исследовательских организаций с потенциальными, потребителями, потенциальными партнерами и инвесторами.

[1] См. OECD (2002).

[2] 34 % федеральных органов исполнительной власти уклонились от обязанности своевременного выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 г. № 645 (в 2006 г. – 48 %) и не предоставили необходимых отчетов для подготовки сводного доклада в Правительств РФ.

[3] Наиболее значительные собственные средства направили на исследования и разработки в области связи ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» – 4365,8 тыс. руб. и в области энергетики и энергосбережения ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина» – 5823,0 тыс. руб.

[4] Предложенные недавно Министерством образования и науки РФ показатели эффективности деятельности научных организаций представляются избыточно наукоемкими и излишне конкретизированными.

[5] При совершенствовании существующей системы предоставления статусов (ГНЦ РФ, ФЦНВТ, ФНПЦ) для государственной поддержки организациям сектора прикладной науки.

[6] В данном случае не идет речи об отрицании подхода к приоритету вузовского сектора науки, а о том, что реальная научная нагрузка на вузовский сектор потребует столь значительных трат на образование, которая в сложившихся экономических условиях будет непомерной для государственного бюджета.

[7] Можно предположить, что государство, выполняя роль рыночного игрока, будет стремиться оформить институциональные и законодательные условия существования рынка «под себя», но на определенных этапах развития рынка с этим риском придется мириться.

[8] Судя по последним данным, Правительство РФ уже взяло на вооружение данное предложение.

[9] Речь в данном случае идет о т.н. дорожных картах технологического развития – детализированных

прогнозов рыночного продвижения РНТД, методически опирающихся на расширенный рыночный анализ, условия конкуренции, ТЭО, конструкторскую документацию и т.п. В настоящее время такие карты разрабатываются некоторыми субъектами инновационной деятельности.

[10] Представленный на днях т.н. антикризисный план Правительства РФ предполагает ряд мер, направленных на субсидирование российских компаний.

[11] Методически в соответствии с указанной моделью проектные группы строятся как небольшие многопрофильные команды, члены которых распределяют между собой ответственность и дополняют области компетенций друг друга. Это дает возможность сфокусировать внимание на потребностях проекта.[1]


Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 485 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 4.9/7