Кулькин, Анатолий Михайлович

19:44
I. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НАУКИ В РОССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

I. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НАУКИ
В РОССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

В сложившихся условиях переходного периода государственная научно-техническая политика РФ должна, с одной стороны, иметь четкие стратегические цели, предусматривающие создание новой модели общества, формируемой реформами, а с другой – тактические цели и приемы, позволяющие продвигаться в стратегических направлениях, достаточно гибко приспосабливаясь к сиюминутной ситуации, маневрируя под давлением краткосрочных обстоятельств, если это необходимо, но не отступая слишком далеко от магистрального пути.

В связи с этим центральное значение приобретает вопрос о наличии той модели управления наукой, к которой нам следует стремиться как к оптимальному варианту, учитывающему и мировой опыт, и специфику России. Есть ли она там и у тех, где и кто сегодня принимает или по статусу должен принимать решение о реформах в области науки и техники? На каких принципах должна быть построена такая модель? В какой мере и в какой форме она должна быть юридически закреплена? Каковы основные этапы продвижения к оптимальной модели? На эти и множество других аналогичных вопросов следовало бы уже вчера иметь развернутые ответы, хотя бы в первом приближении. Знать о них, т.е. о целях, принципах и последовательности реформ необходимо не только управляющим наукой руководителям всех рангов, но и всем, кто работает в сфере науки и техники и в смежных областях. Это в значительной степени упорядочило бы действия «внизу», в коллективах, могло бы ускорить ход преобразований, придать им целеустремленный, более спокойный и упорядоченный характер.

Однако, при том, что реформы в целом идут в РФ отнюдь не планомерно и без четкого, унифицированного представления о типе общества, к которому мы хотим прийти, о последовательности «ходов» и т.д., трудно ожидать порядка и ясности в какой-то одной конкретной сфере, в нашем случае – в сфере науки. Косвенным подтверждением этому предположению может служить тот факт, что 30 августа 1993 г. Президентом РФ Б.Ельциным был подписан документ (поручение), в котором вице-премьеру В.Ф.Шумейко, министру науки и технической политики Б.Г.Салтыкову и президенту РАН Ю.С.Осипову предписывалось «… подготовить предложения об изменении принципов финансирования научных организаций в целом и конкретных программ, введении системы целевого индивидуального финансирования научных кадров на конкурсной основе, нацеленной на повышение эффективности научных исследований, обеспечение достаточной материальной поддержки наиболее талантливых ученых и предотвращения утечки “мозгов” за рубеж» (Пр-1375). По существу, речь шла именно о разработке новой модели управления наукой. Несмотря на то что был принят ряд направленных на поддержку науки документов: Доктрина российской науки, Закон о науке и государственной научно-технической политике, Концепция реформирования науки, – новой модели управления наукой так и не было создано. Документы принимались правильные, но доля расходов на науку в государственном бюджете неуклонно снижалась. Первая попытка создать Совет по науке при Президенте России Б.Ельцине оказалась неудачной.

В декабре 2000 г. в печати появилось сообщение о создании Совета по науке и технологиям во главе с Президентом РФ В.В.Путиным. Более чем через год, в марте 2002 г., состоялось «историческое» (во всяком случае такого представительного собрания, посвященного науке, история государства Российского не знала) заседание Совета безопасности РФ, Президиума Государственного совета и Совета по науке и технологиям при Президенте РФ. Контуры государственной научно-технической политики обозначены в очередном документе: «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Сам факт принятия этого документа вряд ли что-то изменит. Его, по всей видимости, ждет судьба прежде принятых законов, концепций, доктрин о науке и государственной научно-технической политике. Решения, принимаемые на государственном уровне, должны обеспечиваться финансированием в достаточном объеме и детально проработанными механизмами их реализации. Эти условия в сфере науки, как правило, в нашем отечестве не соблюдаются. Первое условие не выполняется якобы из-за недостаточного финансирования, в то же время ежегодно, это признано почти официально, миллиарды долларов перечисляются на счета зарубежных банков, а второе – в силу некомпетентности при подготовке и принятии соответствующих законов.

Противостояние между учеными и политиками, в разумных пределах оно будет всегда, наблюдалось во многих странах, но особо жесткие формы его (противостояния) проявились в России. Драматическая ситуация вокруг науки сложилась и в настоящее время при переходе от тоталитарного режима к рыночной экономике.

При разработке научно-технической политики на долгосрочную перспективу необходимо, на наш взгляд, максимально использовать богатейший взлетами и падениями опыт научно-технического развития, приобретенный Россией в ХХ в.

Попытаемся рассмотреть методы и механизмы формирования и причины разрушения советской системы государственной поддержки научно-технической деятельности. Наш анализ, к сожалению, начнем с этапа разрушения.


Категория: СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И США | Просмотров: 257 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0