Кулькин, Анатолий Михайлович

20:10
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США

II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США

Процесс формирования научно-технического потенциала и системы государственной поддержки научно-технической деятельности в США весьма поучителен и заслуживает серьезного изучения по ряду причин. Во-первых, в короткий исторический срок, по сравнению с Россией и странами Западной Европы, США превратились в ведущую в научно-техническом отношении державу мира; во-вторых, процесс этот происходил относительно плавно, без разрушительных потрясений для науки, между учеными и политиками возникали противостояния и напряженность, которые иногда приобретали достаточно острые формы, но они в конечном итоге преодолевались без отрицательных последствий для обеих сторон; в-третьих, форма, стиль работы, отношение политической власти к сообществу ученых резко отличается от аналогичных структур деятельности как в России, так и в странах Западной Европы. Американцы, в том числе ученые и политики, допускают в своей деятельности больше ошибок, чем их партнеры в других странах, но время, необходимое им для их обнаружения и устранения и полной смены методов, «равно почти нулю» по сравнению со временем приспособления к новой обстановке их коллег, например, в России.

Промышленность, государственный аппарат и университеты стран Западной Европы и России до сих пор не выработали достаточно развитых и гибких организационных форм для оптимального использования квалифицированных кадров, особенно молодых, находящихся в расцвете творческих сил. Европейское, особенно российское, понимание квалификации и ее роста связано не столько со способностями и подготовкой людей, сколько со стажем, опытом, возрастом – со степенью адаптации человека к условиям деятельности, созданным предшествующими поколениями. В промышленности, административной и научной сферах деятельности в России на равных по положению должностях оказываются люди более старших, чем в США, возрастных групп.

Эта характерная для России возрастная ориентация основана на традиционных установках, в частности на давно сложившемся представлении об иерархии ценностей, на вершине которой обретается социальная надежность и безопасность. При этом большинство людей отождествляют безопасность со стабильностью. Но стабильность – это не безопасность, а застой. В условиях научно-технического прогресса установка на стабильность как на высшую ценность вызывает множество отрицательных явлений. Она сковывает инициативу на всех уровнях (особенно у младших возрастных групп, находящихся в расцвете творческих способностей), что порождает и воспроизводит стремление этих групп или изменить архаичные нормы взаимоотношений в сообществе ученых, либо эмигрировать в другую страну в поисках более подходящих условий для деятельности.

Под давлением установки на стабильность складываются и начинают выглядеть почти естественными секретность, однонаправленность информационных потоков «снизу вверх», боязнь «утечки информации», возникают искусственные фильтры и задержки информационного потока. Это порождает в России общую неспособность: планировать; перекрывать разрыв между разработками, производством и реализацией продукта на рынке; верно оценивать потенциальные задатки выпускников высших и средних учебных заведений и использовать их знания; обеспечивать систему стимулирования научных исследований и их финансирование.

Следует отметить еще одно обстоятельство: из Второй мировой войны США вышли с многократно усиленным научно-техническим потенциалом. Этому способствовали следующие конкретные исторические причины. Во-первых, США обладали большими экономическими ресурсами, которые приобрели решающее значение в связи с тем, что наука достигла такого уровня, когда ее дальнейшее развитие потребовало громадных капиталовложений. В результате США смогли обеспечить исследовательские лаборатории университетов и других научных центров оборудованием и приборами на порядок выше – в качественном и количественном отношении, – чем СССР (Россия) и страны Западной Европы. Во-вторых, еще накануне войны в западноевропейских странах сложилась выгодная для США политическая конъюнктура, возникшая в результате установления фашистских режимов в Германии и Италии. Многие ученые Западной Европы вынуждены были эмигрировать в США, тем самым значительно усилив научный потенциал этой страны (особенно в сфере фундаментальных исследований). В-третьих, экономика стран Западной Европы была разрушена. США максимально использовали благоприятную для них конъюнктуру.

В настоящее время США располагают динамичной и весьма эффективной системой государственной поддержки научно-технической деятельности. Анализ основных этапов формирования этой системы, по нашему мнению, весьма важен для современной России с ее многочисленными проблемами научно-технического развития, возникшими в связи с переходом страны к рыночной экономике.


Категория: СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И США | Просмотров: 214 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0