Кулькин, Анатолий Михайлович

23:57
Вместо предисловия

Вместо предисловия

Становление науки в качестве решающего фактора в системе производительных сил, имеющего не меньший, а скорее больший вес, чем такие традиционные показатели, как численность населения, размер территории, природные ресурсы, происходило постепенно, заняло более 100 лет, и было незаметным на фоне крупных социальных потрясений – революционного движения и революций, войн, дележа колоний. Однако именно этот процесс был наиболее весомым и перспективным среди множества перемен, имевших место в последние приблизительно полтора века.

На современном этапе развития общества обостряется противоречие между его потребностями в научно-техническом прогрессе и возможностями этот прогресс обеспечивать. Рост потребностей связан, укрупненно, с двумя обстоятельствами. Первое – это превращение научно-технического потенциала в решающий фактор развития, экономического благосостояния и социального благополучия отдельных стран и целых международных регионов. В ведущих государствах мира передовая техника и технология буквально пронизывают все стороны жизнедеятельности людей, от космических экспедиций до повседневного быта. Сохранение и дальнейшее повышение уровня жизни, увеличение ее продолжительности постоянно требуют новых научно-технических достижений, непосредственно зависят от них. Второе – масштабы хозяйственной деятельности человечества настолько возросли, что их воздействие на окружающую среду стало сопоставимо с воздействием природных факторов. То же самое можно сказать и о военном ядерном, химическом и бактериологическом потенциале. Резко обозначились экологические проблемы, грозящие перерасти в глобальный экологический кризис. Разрешение конфликта между человечеством и средой его обитания возможно только с помощью науки, путем коренного преобразования технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, превращения его из силы, катастрофически разрушающей биосферу планеты, в часть этой биосферы, гармонически сочетающуюся с остальными ее элементами. Задача неотложная и требующая дальнейшего развития науки и техники.

В то же время, чем дальше общество движется по пути научно-технического прогресса, тем сложнее становится и поэтому дороже обходится каждый шаг на этом пути. По закону «логарифмической отдачи» даже поддержание достигнутого темпа требует непрерывного наращивания усилий. А если увеличить темп, к примеру, в 2 или 3 раза, то усилий (ресурсов) надо затратить, соответственно, в 100 или в 1000 раз больше. Однако ресурсы, которые могут израсходовать на исследования и разработки (ИР) отдельная фирма, корпорация, отрасль, страна, наконец, или объединение стран, не безграничны.

Таким образом, с одной стороны, мы имеем настоятельную и обостряющуюся потребность общества в продолжении и даже ускорении научно-технического прогресса, а с другой – проблему обеспечения его необходимыми ресурсами с ее экспоненциальным законом возрастания затрат на поддержание темпа развития. В данной ситуации особое значение приобретает поиск путей наиболее рационального, наиболее эффективного использования как уже имеющегося научно-технического потенциала, так и тех средств, которые выделяются на его развитие.

Россия, решая свои задачи научно-технического развития, могла бы использовать опыт США. Он интересен и весьма поучителен, но копировать его, по всей вероятности, не следует. Каждая страна должна учитывать исторические, экономические, политические, социальные и другие особенности своего развития. В связи с этим большой интерес, не только научный, но и практический, представляет анализ процессов и основных этапов формирования систем государственной поддержки научно-технической деятельности в России и США.


Категория: СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И США | Просмотров: 191 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0