Кулькин, Анатолий Михайлович

20:58
Глава 2. «Новый федерализм» и его основное содержание

5. «Новый федерализм» и его основное содержание

 

Политика «нового федерализма» была провозглашена президентом Рейганом в его послании о положении страны в январе 1982 г. Суть этой политики – в некотором перераспределении функций между центром и штатами, направленном на повышение роли последних. Основное содержание этой политики заключается в передаче ряда административных функций и политической ответственности от федерального правительства к различным органам управления штатов. Речь идет о «смещении контроля» в штаты за выполнением федеральных, т.е. финансируемых из центра, программ, свои собственные программы региональная администрация полностью контролировала и раньше. После 1982 г. средства, выделяемые центром, поступают к субъектам научно-технической деятельности через администрацию штатов, последняя получила возможность влиять на их распределение и тем самым взяла на себя и значительную долю ответственности за эффективность результатов.

Внешне все это может показаться лишь чисто управленческой, не особенно глубокой перестройкой, но на самом деле у «нового федерализма» есть глубокие объективные причины, обусловленные ходом экономического развития США и других промышленных стран мира в послевоенный период. Основным направлением перемен, которые происходили в экономике лидирующей группы государств после Второй мировой войны и продолжаются на современном этапе, является переход от традиционных трудо- и материалоемких отраслей промышленности к новым, так называемым наукоемким отраслям, их развитие, а затем и преобразование всех отраслей хозяйства на наукоемкой основе. По существу, речь идет о принципиально новом этапе развития производства, изменяющем его структуру и соответственно преобразующем общество в целом – из индустриального оно превращается в постиндустриальное или информационное. В основе перестройки экономики на наукоемкой основе лежит инновационный процесс – получение новых знаний (открытия, изобретения) и их энергичное внедрение в производство. Инновационная деятельность по природе своей децентрализована, она – результат творческой и деловой активности конкретных ученых, инженеров, предпринимателей и не может быть организована в приказном порядке. В условиях невиданных раньше темпов технического прогресса, острой конкуренции на открытом рынке успех дела зависит от динамизма, гибкости, способности к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям. Все эти качества никогда не были сильными сторонами государственных структур высокого уровня, напротив, такие структуры тяготеют к инерционности и бюрократизму, движутся медленно, а порой просто буксуют вследствие противоборства различных группировок. Низовые же звенья гораздо лучше приспособлены к деятельности в подобных обстоятельствах.

Специфика процессов, связанных со структурной перестройкой экономики, такова, что она подталкивает к некоторому перераспределению ролей между центром и регионами в пользу последних. Центр тяжести экономического роста смещается в регионы.

По характеру связей между основными организаторами и участниками региональные программы относятся к структурам горизонтального типа в отличие от программ, организуемых федеральными ведомствами с целью создания какого-либо крупного технического объекта (например, космической станции, аэрокосмического самолета) или организации технологического «прорыва» в отдельной отрасли промышленности. Последние являются структурами вертикального типа и до 80‑х годов они доминировали в научно-технической политике США. С развитием региональных программ дисбаланс в пользу вертикальных структур устраняется, и комплекс входящих в научно-техническую политику мероприятий обретает универсальный характер. Сочетание вертикальных и горизонтальных структур, их пересечение на уровне конкретных исполнителей образуют своего рода сеть с довольно плотно расположенными ячейками, которая практически охватывает всю страну и все основные звенья ее хозяйства, создавая среду, благоприятную для осуществления научно-технических и экономических преобразований, лежащих в основе общественного прогресса.

Регионализация научно-технического прогресса является характерной особенностью развития государственной научно-технической политики во всех развитых странах. Новый федерализм в США, конкуренция префектур в Японии за право основать научный центр, мощная волна создания различных типов научных, технологических парков и инкубаторов как в США, так и в ведущих странах Западной Европы, особенно в Великобритании, Франции, Швеции, Италии, являются неоспоримым доказательством этого процесса. Регионализация – это свидетельство определенного уровня зрелости научно-технического потенциала страны, его способности охватить «наукофикацией» все ее территории, все области хозяйствования и быта населения.

Нисколько не ослабляя усилий на освоенных направлениях, активно используя весь накопленный научно-технический потенциал, правительства развитых стран переносят центр тяжести на вовлечение регионов, региональных и местных властей в «наукофикацию» страны.

Почти весь период после Второй мировой войны вплоть до 90‑х годов ХХ в. основными катализаторами роста технологий, числа рабочих мест и предприятий являлись крупные научно-исследовательские центры. Такого рода центры и сегодня остаются краеугольным камнем ориентированной на высокие технологии экономики. Однако в конце ХХ в. основными субъектами динамизма становятся не исследовательские лаборатории, а производственные фирмы (большие, средние и малые), давно укоренившиеся в данном регионе и занимающиеся традиционными для него видами деятельности. Они образуют критическую массу производственного потенциала, в них занято большинство рабочих и менеджеров. Эти фирмы часто становятся основателями новых компаний, их главными поставщиками или, наоборот, потребителями. Именно обновленные фирмы «цементируют» территорию штата в качестве региона высоких технологий.

Региональные программы научно-технического развития включают в себя мероприятия в рамках департаментов, префектур, земель, графств, штатов и т.д., направленные на:

 – создание или совершенствование образовательного потенциала, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров, владеющих новыми наукоемкими технологиями;

 – укрепление научного потенциала вузов и создание новых или расширение существующих исследовательских организаций;

 – содействие развитию всех форм предпринимательской деятельности, особенно в наукоемких отраслях как путем создания новых фирм, так и за счет привлечения на свою территорию предприятий из других регионов и из-за рубежа;

 – создание современной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество жизни, включая экологическую безопасность.

Таким образом, четвертый этап формирования системы государственной поддержки научно-технической деятельности принес в нее два новых важнейших элемента – региональный аспект и охват малого и среднего бизнеса. Без этого система не могла бы ни охватить национальную экономику географически, ни проникнуть «вглубь» – до малых фирм на местах, создавая тем самым базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе.

Наконец, пятый этап эволюции системы государственной поддержки научно-технической деятельности – с начала 90‑х годов ХХ в. и до настоящего времени – в какой-то мере завершает ее «строительство». На последнем этапе эта система обретает всеобъемлющий характер, т.е. охватывает и все три сектора науки, и все стадии процесса нововведений – фундаментальные исследования, фундаментальную науку, разработки и даже стадию внедрения новинок в производство, выход с новой продукцией на внутренний и мировой рынки.

Анализируя события и перемены, которые принес мировому сообществу ХХ век, не будет преувеличением сказать, что одним из наиболее важных, бесповоротных и перспективных изменений является становление нового статуса и роли науки. Эволюция науки и ее интеграция с производством шла достаточно постепенно в течение последних 100-150 лет, малозаметно для широких слоев населения, но неуклонно продвигалась вперед, расширяя область своего влияния и превращаясь в неотъемлемую и важную часть системы производительных сил общества. Наконец, в середине века заговорили о научно-технической революции и затем о довольно беспорядочном наборе разнокалиберных «революций», связываемых с различными областями научного знания и разработанными на их основе технологиями – химией, электроникой, вычислительной техникой и т.д. Фактически это лишь отражало набиравший силу процесс «наукофикации» общества, его производственной сферы, коммуникаций, сферы услуг. Сегодня научный потенциал стал неотъемлемой и, пожалуй, наиболее важной составляющей системы производительных сил.

Проблемы развития научно-технического потенциала, повышения и обеспечения на этой основе конкурентоспособности страны практически не сходят с повестки дня законодательных органов таких стран, как, например, США и Япония, постоянно находятся в центре их внимания. В США конгресс и президент со своим аппаратом постоянно и активно пропагандируют важность и необходимость науки как ведущей силы прогресса современного общества, ее значения для роста экономики, занятости, жизненного уровня, продолжительности жизни. Такого рода «агитация за науку» идет в США в той или иной форме все годы после Второй мировой войны, в ней участвуют не только государственные деятели, но и сами ученые, средства массовой информации, общественные ассоциации и группы поддержки. В итоге американцы в большинстве своем с большим уважением относятся к научному сообществу, доверяют ему и считают затраты на исследования и разработки необходимыми и полезными.


Категория: СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И США | Просмотров: 877 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0