00:49 II. Государственное финансирование науки в ФРГ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В ФРГС точки зрения политической организации государства – федерации образующих его субъектов – Германия и США имеют внешнее сходство, но в плане управления наукой и ее финансирования они совершенно различны. Согласно германской конституции, образование и наука относятся к ведению не федеральных властей, а земель – субъектов Федерации. Федеральное правительство может финансировать научные учреждения и университеты только на основании специальных соглашений с землями. Статья 916 Конституции ФРГ гласит: «Федерация и земли могут на основе соглашений кооперироваться в планировании образования и в поддержке научных организаций и проектов суперрегиональной важности. Распределение средств регулируется соответствующими соглашениями» (20, с. 1). В правительстве Федерации для урегулирования взаимоотношений с землями создана специальная Комиссия Союза и земель по вопросам планирования образования и поддержки исследований (Bund-Länder Commission for educational planning and research promotion). Комиссия, в свою очередь, разработала типовое соглашение, на базе которого центральное правительство и земли кооперируются в рассматриваемой области. Возможно, этот в какой-то степени анахронизм объясняет тот факт, что государственное финансирование науки в ФРГ довольно долго оставалось в основном институциональным, т.е. деньги выделялись организации в целом, без определения направлений их использования. Институциональное финансирование и сегодня занимает здесь весьма заметное место. «Более четверти общей суммы государственного финансирования осуществляется в форме институциональной поддержки организаций, финансируемых совместно федеральным правительством и землями. Федеральное правительство предоставляет 2/3 этих денег» (там же). Правда, в настоящее время система управления наукой, в том числе и порядок ее финансирования, находится в состоянии серьезного реформирования. Германия является самой крупной и экономически наиболее мощной страной Западной Европы. По данным Всемирного банка, ее ВВП превышает этот показатель Великобритании, Франции и Италии, не говоря уже о менее крупных западноевропейских государствах (см. табл.1). Таблица 1 (21) ВВП наиболее крупных стран Западной Европы (трлн. Долл.)
Какую долю выделяет страна на науку, на ИР? В табл. 2 представлены общенациональные расходы ФРГ на указанные цели.
Таблица 2 (22, с. 14, 15; 23, с. 14–89) Общенациональные расходы ФРГ на науку, 1999–2003 гг. (млн. евро)
* Оценка. ** Данные «Индикаторов науки и техники» США. Следует отметить, что за десять лет в реальных, с учетом инфляции, ценах расходы на ИР выросли на 1 млрд. евро. Если считать по ППС (паритету покупательной способности), это практически равно росту на 1 млрд. долл. Основными источниками этих средств являются промышленность, точнее, хозяйство в целом, и государство. Как указывается в ответах федерального правительства на запросы депутатов бундестага, «в Германии ИР финансируются на 2/3 хозяйством. Это соответствует решению глав европейских государств и правительств в Барселоне». Оставшуюся треть доплачивает правительство, сюда же входит небольшая часть (около 2%) от университетов и бесприбыльных организаций. Табл. 3 представляет данные финансирования ИР хозяйством и государством в период с 1993 по 2003 г.
Таблица 3 (22, с. 15) Распределение расходов на ИР между хозяйством и нехозяйственными источниками, %
Если, зная общенациональные расходы и долю нехозяйственных источников, перевести эту последнюю в абсолютные величины, то получится сумма расходов федерального центра, земель и иных источников, причем последние незначительны (около 2–3%). Из ответов правительства на запросы депутатов бундестага известны расходы центра (22, с. 37), так что достаточно точно можно разделить его вклад и вклад земель в расходы страны в целом (см. табл. 4).
Таблица 4 (22, с.14, 15, 37) Расходы Федерального центра и земель на ИР
Далее, при упоминании о государственных расходах имеются в виду совокупные расходы Центра и земель, а расходы только Центра обозначены как расходы федерального правительства. Как важную тенденцию следует отметить тот факт, что расходы хозяйства на ИР растут быстрее, чем государственные, как это происходит и в других странах (например, США). Наглядно это можно продемонстрировать на примере 1998 и 2003 гг. (см. табл. 5).
Таблица 5 (22, с.16) Рост расходов на ИР в хозяйственном и
В правительстве ФРГ три основных министерства, финансирующих науку: Министерство образования и науки, Министерство хозяйства и труда и Министерство обороны. Главным из них является Министерство образования и науки (Bundesministerium für Bildung und Forßchung – BMBF). Штат его сотрудников насчитывает около 1 тыс. человек. Бессменным руководителем Министерства является Э. Бульман (E. Bulmahn). Министерство разделено на девять генеральных директоратов (ДГ). ДГ-LS занимается вопросами политики и стратегии. Его главные задачи – обеспечение прозрачности работы Министерства; кооперация с федеральным правительством и землями; содействие инновациям в промышленности; обеспечение равных с мужчинами прав женщин в области образования и науки; связь со СМИ, с бундестагом и его подразделениями. ДГ-Z занимается общими вопросами работы Министерства (бюджетом, кадрами, обеспечением информационной техникой, юридическими проблемами и т.п.). Кроме того, в этот директорат входит еще один – ДГ-F, который курирует неуниверситетские исследовательские институты, содействует их развитию, а также отвечает за связь с Научным советом. ДГ–1 – европейские и международные проблемы, представительство Германии в Европейском союзе. ДГ–2 – профессиональное обучение; вопросы реформы образования. ДГ–3 – высшее образование; непрерывное образование. ДГ–4 – фундаментальная наука; крупные исследовательские установки типа синхротрона; связь с общеевропейскими исследовательскими центрами (CERN, ESRF[1], ILL)[2]; физика, астрофизика, математика, а также все вопросы исследования и освоения космоса совместно с Европейским космическим агентством, транспорт. ДГ–5 – информационная и коммуникационная техника; нанотехнология; оптические технологии; микросистемы; Интернет. ДГ–6 – здравоохранение; науки о жизни; охрана окружающей среды; общественные и гуманитарные науки. В 2004 г. Федеральное правительство потратило на науку и образование 9985 млн. евро, что составляет больше половины всех государственных расходов на ИР. Из этой суммы BMBF досталось 8540 млн. евро (86%). Такая же сумма запланирована в бюджете 2005 г. На собственные расходы Министерство тратит 1,04% бюджета; на работы, связанные с образованием, – 26,48; а на ИР – 72,48%, т. Е. 6190 млн. евро. В бюджете эти деньги разбиты на три крупные категории: 1) фундаментальная наука, Общество Макса Планка и Немецкое научно-исследовательское общество – 22,2%; 2) медицинские ИР, глобальные изменения окружающей среды, исследования моря и полярные исследования – 14,61% и 3) космические исследования, транспорт, биотехнология, природоохранные технологии, Общество Фраунгофера – 35,67% (24, с. 2). В состав финансируемых Министерством образования и науки организаций входят несколько так называемых «обществ» имени того или иного ученого. Именно такие общества, крупные научно-исследовательские центры, являются становым хребтом «неуниверситетского государственного сектора немецкой науки» и наряду с исследовательскими университетами образуют основу научно-технического потенциала страны. Главные из них – пять центров, большинство из которых объединяют целый ряд исследовательских институтов, выступающих, в свою очередь, в качестве головных по отношению к своей группе. На институциональное финансирование этой пятерки, а через них – и целого ряда центров меньшего размера, федеральное правительство и земли совместно тратят примерно 5 млрд. евро в год. Например, в 2002 г. (последний год, для которого сегодня отработана точная статистика) государство и земли затратили на ИР в целом 15,9 млрд. евро (34% общенациональных расходов), на базовое институциональное финансирование «пятерки» и академий было выделено 4,7 млрд. евро. К числу этих «столпов» немецкой науки относятся: 1. Немецкое научно-исследовательское общество (Deutsche Forschungsgemeinschaft – DFG); 2. Общество Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft – MPG); 3. Общество Фраунгофера (Fraunhofer-Gesellschaft – FHG); 4. Общество Лейбница (Leibniz-Gemeinschaft – LG); 5. Общество Гельмгольца (Helmholtz-Gesellschaft – HFG). Из упомянутых 4,7 млрд. евро BMBF внесло более 2/3, земли либо финансируют организации, находящиеся на их территории, либо платят деньги, сумма которых распределяется между всеми регионами в соответствии со специальной, согласованной формулой Кёнигштайна (Königstein). Доля земель в финансировании основных общенациональных институтов составляет примерно 1/3. Кроме перечисленных пяти основных центров BMBF совместно с землями финансирует (в той же пропорции) семь германских академий наук (из 11 организаций, в названии которых фигурирует слово «академия»). Без участия земель BMBF финансирует Центр европейских исследований (Center of Advanced European Studies and Research); федеральные научно-исследовательские институты, курируемые другими министерствами правительства и занимающиеся проблемами, соответствующими профилю соответствующего министерства; а также 14 фондов, в свою очередь финансирующих проектные исследования, причем девять из этих фондов занимаются поддержкой молодых ученых и талантливых студентов (в их числе – Фонд Аденауэра, Фонд Генриха Бёлля, Фонд Розы Люксембург и др.). Наконец, BMBF курирует Фонд немецких гуманитарных институтов за рубежом и его отделения в Риме, Париже, Лондоне, Вашингтоне и Варшаве; Немецкий институт исследований Японии в Токио и институты востоковедения в Бейруте и Стамбуле. 1. Немецкое научно-исследовательское общество – DFG (25) ведет свое начало от созданного в 1920 г. Товарищества содействия немецкой науке (Notgemeinschaft der Deutschen Wissenschaft). Сама по себе эта организация исследований не выполняет. Она является аналогом американского Национального научного фонда, но обладает большей самостоятельностью, поскольку имеет юридический статус частной ассоциации. Ее основная функция – финансирование проектных фундаментальных исследований по всем научным дисциплинам. Во главе Общества находится генеральная ассамблея, которая определяет общие направления деятельности, избирает исполнительный комитет и принимает его годичные отчеты. Комитет осуществляет общее руководство текущей деятельностью DFG. Во главе комитета стоит исполнительный президент. Ассамблея формирует также сенат, в подчинении которого находятся группы оценки проектов. Предложения от ученых – работников исследовательских организаций, входящих в Общество (включая университеты), поступают в эти группы или отделы, которые организуют процесс рецензирования точно так же, как это делается в ННФ США. Общество финансирует прошедшие отбор проекты по всему спектру научных дисциплин, включая гуманитарные науки. Финансирование DFG федеральным правительством представлено в табл. 6. Таблица 6 (22, с. 34) Объемы финансирования DFG федеральным правительством (млн. евро)
Выделенные средства Общество расходует главным образом на университетские ИР как в области естественных, так и общественных наук. Основные критерии при финансировании проектов – высокое качество, участие молодых ученых, междисциплинарность и международная кооперация. Финансируются также мероприятия по совершенствованию инфраструктуры ИР: строительство библиотек, создание компьютерных сетей и т.п. DFG организует и финансирует исследовательские центры в университетах (в которые входят до шести профессоров и вспомогательная группа молодых исследователей). После начального периода университет обязуется выплачивать профессору зарплату из своих средств. Каждому центру DFG выделяет пример 5 млн. евро в год, и центр может получать финансирование в течение 12 лет (максимум). Сегодня таких центров пять: в Бремене (морская геология), в Карлсруэ (наноструктуры), в Вюрцбурге (биомедицина), в Берлине (математика и компьютерное моделирование природных процессов) и в Гёттингене (молекулярная физиология мозга). 2. Общество Макса Планка – MPG (26; 27). Как и DFG, Общество Макса Планка является центром в первую очередь фундаментальной науки ФРГ, но работает, главным образом, не на проектной, а на институциональной основе. В настоящее время оно объединяет 80 исследовательских институтов, центров и групп, которые охватывают широкий дисциплинарный спектр наук. В общей сложности в Обществе работают 12 тыс. человек, в том числе 9100 докторов наук, постдокторов, иностранных специалистов и студентов, выполняющих вспомогательные функции. Каждый институт специализируется в определенной области, но разрабатывает много междисциплинарных тем, имеет тесную связь с университетами, другими немецкими и зарубежными исследовательскими учреждениями. Институты и тематика работ разбиты на три основные секции. А. Медико-биологическая секция: эволюционная биология и _онетика; биология иммунитета и инфекции/медицина; исследование когнитивных процессов; микробиология и экология; нейробиология; исследование растений; структурная биология и исследование клетки. Б. Химико-физическая и техническая секция: астрономия и астрофизика; химия; геология, география и климатология; физика высоких энергий и физика плазмы; информатика, математика и комплексные системы. В. Секция гуманитарных наук: культурология; юриспруденция; общественные науки. Основной центр Общества, расположенный в Мюнхене, занимается общим руководством, финансированием институтов-членов и политикой – стратегическими вопросами направления ИР и координации работ. Институты Общества Макса Планка участвуют во многих международных программах и работах европейских научных центров. Общество имеет свои контактные бюро в Брюсселе и Берлине. Финансируется оно совместно федеральным правительством и землей Бавария. Суммарные объемы государственного финансирования (соотношение федеральных и земельных денег примерно 9:1) представлены в табл. 7.
Таблица 7 (22, с. 35) Объемы государственного финансирования MPG (тыс. евро)
3. Общество Фраунгофера – FHG (28). В отличие от DFG и MPG, которые концентрируются на фундаментальных ИР, Общество Фраунгофера является самым крупным центром прикладной науки в Европе. На 2/3 исследования выполняются по договорам с конкретными заказчиками из промышленности и других отраслей хозяйства. Общество объединяет примерно 80 исследовательских организаций, разбросанных по всей стране более чем в 40 точках. Число работающих в этих организациях составляет около 12,5 тыс. человек, в основном специалистов в области естественных и инженерных дисциплин. Годовой объем работ FHG превышает 1 млрд. евро. Более 900 млн. евро поступают от договоров, из них 2/3 – договоров с промышленными предприятиями. Треть бюджета Общества составляют средства, поступающие от федерального правительства и земель, т.е. от государства. Это дает институтам возможность выполнять перспективные ИР и решать проблемы, которые станут актуальными через пять-десять лет. Общество активно работает на международной арене, оно имеет свои филиалы в странах Европы, США и Азии, в задачу которых, кроме контактов с потребителями, входит постоянный мониторинг потребностей экономики и новейших достижений науки и техники в этих регионах. Государственное финансирование Общества Фраунгофера отражено в табл. 8. Таблица 8 (22, с. 36) Объемы государственного финансирования FHG (тыс. евро)
4. Общество Лейбница – LG (29). Наряду с такими крупными центрами ИР, как институты Общества Макса Планка или Общества Фраунгофера, рамочное соглашение между федеральным правительством и землями предусматривает финансирование самостоятельных, сравнительно небольших исследовательских организаций и организаций сервиса сферы науки и техники, которые имеют общегерманское значение и (или) выполняют государственные задания. С 1977 г. Такие организации объединены в Общество Лейбница, через которое они и финансируются. Само Общество финансирующей организацией не является, а всего лишь представляет входящие в него центры. Последние называют такие «организациями синего листа», так как в момент подписания документы о создании Общества были напечатаны на бумаге синего цвета. Сегодня в пяти секциях LG объединены 84 организации, суммарный штат которых насчитывает 12,5 тыс. человек, в том числе 5300 научных сотрудников, а общий годовой бюджет – 950 млн. евро. Финансируются они федеральным центром и землями на паритетных началах. Средства, выделяемые федеральным правительством, представлены в табл. 9. Таблица 9 (22, с. 35) Объемы финансирования LG федеральным правительством (тыс. евро)
5. Общество им. Гельмгольца – HFG (30). В это Общество входят 15 научных центров с общим годовым бюджетом 2,2 млрд. евро и 24 тыс. сотрудников. Таким образом, это самая крупная исследовательская организация Германии. До 2001 г. Ее центры финансировались полностью на институциональной основе. В 2001 г. Федеральное правительство, земли и сами центры пришли к выводу о целесообразности реформирования прежней системы финансирования. Суть реформы состоит в переходе от финансирования центров как таковых к финансированию исследовательских программ, соответствующих профилю Общества. Это позволяет определять приоритетную проблематику для Общества в целом, стимулирует конкуренцию и кооперацию между центрами, не затрагивая их юридической самостоятельности. Проводимые центрами ИР сконцентрированы на шести направлениях: структура материи; науки о земле и экология; транспорт и космические исследования; здоровье; энергетика и новейшие перспективные технологии. Правительство и земли как финансирующие организации определяют рамочные условия по перечисленным направлениям, а _оми центры совместно, но на конкурсной основе «наполняют» рамочные форматы конкретной предметной тематикой. Решение о финансировании предлагаемых центрами тем принимается по рекомендациям Сената, которые он дает после проведения внешней экспертизы предложений. Члены Сената не являются сотрудниками институтов, входящих в Общество. Руководит всей этой процедурой, обеспечивает ее прозрачность и честность конкурентной борьбы президент HFG, который не является сотрудником ни одного из центров, а занят исключительно своими президентскими обязанностями (full time). Он располагает небольшим аппаратом сотрудников. Еще несколько новшеств были внедрены в систему Общества. Во-первых, средства, полученные в каком-либо году, не обязательно в том же году использовать – они могут переходить на следующий год. Во-вторых, отпали жесткие схемы штатного расписания. Теперь центр может регулировать штаты по собственному усмотрению. Условием реализации новшеств является также введение определенных контрольных мер, позволяющих осуществлять мониторинг деятельности центров. Реформа началась в 2001 г. В 2002 и 2003 гг. были перестроены четыре направления: здравоохранение; транспорт и космос; науки о земле и экология; энергетика. В обследовании и оценке работы институтов принимали участие более 200 ученых с мировой известностью, из них больше половины – иностранцы. Два оставшихся направления обследованы и реформированы в 2004 г. Опыт работы в новых условиях свидетельствует, что внедрение программного финансирования содействует значительному повышению эффективности работы Общества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|