Кулькин, Анатолий Михайлович

00:49
Объемы финансирования науки в ФРГ

Таблица 10 (22, с. 36)

Объемы финансирования HFG федеральным

правительством (тыс. евро)

 

Год

Сумма

Год

Сумма

Год

Сумма

Год

Сумма

1990

1 372 317

1994

1 580 775

1998

1 625 923

2002

1 688 402

1991

1 430 379

1995

1 563 401

1999

1 657 110

2003

1 708 980

1992

1 514 708

1996

1 590 630

2000

1 689 907

 

 

1993

1 584 673

1997

1 618 729

2001

1 776 006

 

 

Кроме рассмотренных выше центров государство финансирует семь академий, которые образуют «Союз немецких академий» (Union der Deutschen Akademien der Wissenschaften). «Семёрку» образуют Берлин – Бранденбургская академия наук (основана в 1700 г.), Гёттингенская академия (1751), Баварская академия в Мюнхене (1759), Саксонская академия в Лейпциге (1846), Гейдельбергская академия (1909), Академия наук и литературы в Майнце (1949) и Северо-Вестфальская академия наук в Дюссельдорфе (1970). Большинство академий основаны еще в Средние века при дворах владетелей германских княжеств и королевств. Сегодня академии, входящие в Союз, насчитывающий тоже более 100 лет (с 1893 г.), объединяют в общей сложности 1600 ученых разных профессий, являющихся ведущими специалистами в своей конкретной области. Союз курирует так называемую «Академическую программу» (Akademien _они_ам), которая является самой крупной исследовательской программой в области культуры, искусства и гуманитарных наук (geisteswissenschaften). О масштабах входящих в Союз академий можно судить на примере одной из самых крупных – Академии наук и литературы в Майнце. В ее штате 230 сотрудников, она имеет годовой бюджет 13 млн. евро, в основном финансируемый государством. Кроме работ в гуманитарной области академия выполняет и ряд проектов в области естественных наук, математики, медицины, таким образом охватывая те проблемы, которыми не занимаются исследовательские центры типа Общества Макса Планка.

Академии – это не только научные, но также и образовательные учреждения, в которых много внимания уделяется молодым ученым, повышению их квалификации. Как правило, академии работают в тесном сотрудничестве с соответствующими (Мюнхенским, Берлинским, Гёттингенским и т.д.) университетами. Последние образуют одно из звеньев научного потенциала Германии, хотя и уступают первые роли научным центрам. В конце XIX и начале ХХ в. Немецкие университеты были лучшими и самыми авторитетными в мире, в Германию приезжали на учебу из Америки, России и других стран. Мировые войны, гитлеровский террор и антисемитизм «сломали» германские университеты, «обескровили» их в научном плане. В послевоенный период шел медленный и сложный процесс восстановления научного и образовательного потенциала немецких университетов, и сегодня они уже вносят значительный вклад в фундаментальную науку Германии. Однако «Меккой» образования, обретения опыта исследовательской работы на уровне доктора наук все еще остаются университеты американские, куда накануне Второй мировой войны из Германии бежали виднейшие ученые, нобелевские лауреаты с мировым именем.

Правительство ФРГ уделяет университетам огромное внимание и ставит перед ними задачу в ближайшие десять лет выйти на передовые позиции в мире, вернуть былую славу и силу. «Наша цель, – говорится в программном документе Министерства образования и науки, – в течение десяти лет превратить Германию в одну из ведущих наций в области образования» (24, с. 1). Объемы финансирования государством научно-исследовательской деятельности высшей школы представлены в табл. 11.

Таблица 11
(22, приложение к вопросу 40)

Объемы государственного финансирования
ИР в университетах (млн. евро)

Год

Сумма

Год

Сумма

Год

Сумма

Год

Сумма

1990

4635

1994

5210

1998

6754

2002

7915

1991

5803

1995

6546

1999

6877

 

 

1992

5995

1996

6789

2000

7045

 

 

1993

6031

1997

6759

2001

7378

 

 

До сих пор были рассмотрены два из основных аспектов проблемы государственного финансирования науки Германии – сколько государство тратит и каким структурам, кому направляются его деньги. Третий аспект проблемы – цели, направления ИР, на которые расходуются государственные средства; приоритеты, оплачиваемые государством.

В качестве основного приоритета правительство и научное сообщество рассматривают фундаментальную науку. «Фундаментальные исследования являются основой всей системы ИР. Без них исследовательские работы прикладного характера потеряют базис» (22, с.31). Государство финансирует фундаментальные ИР по трем каналам: институциональному, проектному и путем создания и содержания крупных исследовательских приборов и установок. Рассмотрим кратко каждый из этих каналов.

1. Институциональное финансирование. «Фундаментальная наука должна иметь возможность развиваться свободно» (там же). Поэтому государство финансирует организации, занимающиеся этим видом ИР в основном по институциональному признаку, т.е. выделяет деньги, предоставляя самим ученым определять тематику исследований и статьи расхода получаемых средств. Так в значительной мере финансируются университеты, Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера и другие организации, занимающиеся преимущественно фундаментальными ИР. Объемы государственного финансирования наиболее крупных были приведены выше. Германия также участвует в работах ряда международных организаций, занимающихся фундаментальными ИР: CERN, Европейской южной обсерватории, Европейского синхрофазотрона, Институт Макса фон Лауэ–Поля Ланживена и Европейской лаборатории молекулярной биологии.  Взнос Германии в работу этих организаций в 2003 г. Составил 215 млн. евро.

Значительный объем фундаментальных работ выполняется в рамках Европейского космического агентства, и Германия принимает в них самое активное участие, а кроме того, ведет фундаментальные исследования и по своей национальной космической программе. Всего в 2003 г. На фундаментальные ИР, относящиеся к космической тематике, ФРГ истратила 90 млн. евро, в том числе около 35 млн. – на национальную программу.

2. Проектное финансирование. Этот вид поддержки распространяется как на прикладные, так и на фундаментальные исследования. Основными донорами здесь являются Министерство образования и науки и Министерство хозяйства и труда, осуществляющие так называемые специальные программы (Fachprogrammen). Соотношение между прикладными и фундаментальными исследованиями, финансируемыми Министерством образования и науки, выглядит следующим образом (табл. 12).

Таблица 12 (22, с. 33)

Фундаментальные ИР в программах проектного
финансирования Министерства образования и науки
(млн. евро)

Проектное финансирование

1998 г.

2001 г.

2003 г.

Всего

1434

1735

1884

Фундаментальные
исследования

950

1178

1084

Кроме того, государство финансирует упоминавшуюся выше Академическую программу, в которой фундаментальные исследования занимают значительное место. К настоящему времени профинансировано 160 проектов в объеме 41 млн. евро в год.

3. Создание и содержание крупных исследовательских приборов и установок. В области естественных наук и наук о жизни успех фундаментальных ИР во многом зависит от наличия необходимого сложного исследовательского оборудования. Некоторые установки такого рода существуют вообще в единственном экземпляре во всем мире. По оснащению фундаментальной науки подобными средствами выполнения работ ФРГ находится на уровне международных стандартов, а также принимает участие в работе мировой сети уникальных исследовательских сооружений путем обмена специалистами, стажировки ученых и т.п. Тем самым она финансирует разработку новейших технологий, необходимых для создания уникальных приборов, которые могут найти применение и в других областях науки и производства. Многие приборы такого рода создаются в университетах, что позитивно влияет не только на исследовательский, но и на образовательный потенциал высшей школы. В 2003 г. Государство профинансировало работу примерно 500 докторов, постдокторов и инженеров, использовавших подобное оборудование. В национальных рамках на создание и содержание уникальных установок (синхротронные излучатели, ускорители элементарных частиц, источники нейтронов и т.п.) и работу на них государство тратит около 300 млн. евро в год. В табл. 13 показаны данные о финансировании этого направления фундаментальных ИР.

Таблица 13 (22, с. 103)

Государственное финансирование уникального
оборудования (млн. евро)

Статья расходов

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1. Инвестиции в создание национальных установок

59,8

64,8

63,3

73,6

68,9

75,1

2. Содержание национальных установок

233,8

242,0

248,4

294,1

306,2

317,1

3. Взносы в европейские исследовательские центры (CERN) и т.д.

186,4

188,6

193,2

193,6

190,3

186,0

4. Выполнение исследовательских проектов

78,2

78,2

78,2

68,3

55,1

62,2

Всего

558,1

573,6

583,2

629,5

620,6

640,2

В целом можно утверждать, что фундаментальная наука имеет в ФРГ всестороннюю государственную поддержку. В перечне приоритетов после фундаментальной науки следует уже ставший стандартным для современных развитых государств набор направлений, связанных с передовыми новыми и новейшими технологиями или обостряющимися в последние десятилетия нуждами общества. «Приоритетными с точки зрения государственного финансирования являются следующие области.

1. Технологии будущего, которые могут найти применение во многих отраслях и имеют высокий творческий и коммерческий потенциал: информационные и коммуникационные технологии; биотехнология; создание новых материалов; физические и химические технологии (включая оптические); современные энергетические технологии.

2. Научные направления, имеющие особое значение для человека и окружающей среды: здравоохранение и медицина; питание; сельское и лесное хозяйство; охрана окружающей среды.

3. Модернизация исследовательской инфраструктуры, оснащение исследовательских учреждений и высшей школы новейшим, в том числе крупным и уникальным оборудованием» (22, с. 42).

Если распределить государственное финансирование по укрупненным целевым разделам, как это иногда делает в своих обзорах ОЭСР, то для ФРГ, других крупных западноевропейских стран, США и Японии получается картина, продемонстрированная в табл. 14.

Таблица весьма четко демонстрирует различия в основных направлениях государственной политики стран, включенных в нее. В Германии главными «расходными статьями» являются высшая школа, хозяйство и «свободное» финансирование научных центров, немного уступает им здравоохранение и экология. Военные ИР занимают лишь малую долю, равную доле, направляемой на освоение космоса. В Японии доминируют ИР в интересах развития экономики и поддержки высшей школы. Во Франции и Англии распределения в принципе похожи и более равномерны, чем в остальных странах. Отличие лишь в том, что Британия меньше всех выделяет денег на космические исследования и все еще продолжает тратить довольно много средств на военные ИР. У США явно выступают два «центра тяжести»: военные ИР (что неудивительно для страны, претендующей на мировое господство) и здравоохранение во всех его ипостасях.

Таблица 14 (22, с. 43)

Целевое распределение государственногофинансирования ИР в ряде стран, 2002 г. (%)

 

 

ФРГ

Франция*

Англия

Япония

США

1. Развитие экономики

19

13

9

33

6

2. Здравоохранение/окружающая среда

13

10

22

7

28

3. Освоение космоса

5

10

2

6

9

4. Свободное финансирование, без устанавливаемой «сверху» тематики

17

20

13

15

7

5. Институциональное финансирование высшей школы

41

25

22

35

**

6. Оборона

5

23

30

4

52

* Данные 2001 г.

** В США федеральное правительство институционально не финансирует университеты, это задача каждого штата, который имеет свой университет, либо частного капитала, если университет является частным.

Далее приведен вариант росписи расходов федерального правительства ФРГ на науку. Важно подчеркнуть, что речь идет (в отличие от табл. 14) о расходах только федерального правительства, без земель, поэтому доля военных расходов, если ее подсчитать, будет больше.

Таблица 15(22, приложение к вопросу 45)

Расходы федерального правительства по отдельнымнаправлениям ИР, 2002–2004 гг. (млн. евро)

Статьи расходов

2002

2003

2004

1. Исследовательские центры, высшая школа, исследовательские установки и проводимые на них ИР

2313,4

2330,7

2380,3

2. Энергетика, в том числе ядерная

404,4

420,4

412,4

3. Здравоохранение, медицина, экология, улучшение условий труда

1091,1

1099,8

1140,6

4. Информационные технологии (включая производственные и мультимедийные)

668,7

642,5

589,2

5. Биотехнология

265,2

274,9

274,2

6. Материаловедение, физические и химические технологии

328,6

307,5

326,7

7. Все виды транспорта, включая воздушный, сверхзвуковой

188,3

194,6

203,0

8. Науки о земле, геология

53,4

26,1

19,6

9. Инновации и создание благоприятного инновационного климата

548,4

  <td "="">

533,3

442,2

10. Общественные науки, включая искусствоведение

268,0

278,1

286,2

11. Прочие направления

2136,9

1860,6

1794,0

Гражданские ИР всего

7996,2

7968,4

7868,4

12. Военные исследования и разработки

1022,0

1067,9

983,8

Общие расходы государства на ИР

9018,2

9036,3

8852,2

 

Что касается раскладки приведенных расходов по министерствам, то существенную роль здесь играют только три министерства – образования и науки; хозяйства и труда и обороны. В 2002 г., например, по проектному финансированию их доля составила 91,1%, а в 2003 г. – 90,2%. Каждое из остальных 11 министерств и правительственных ведомств, включая аппарат канцлера, вносит в этот «котел» доли процента или единицы процентов (не более 3–4) (22, приложение к вопросу 42).

Следует отметить, что власти Германии, как и правительство США, развивают интенсивную деятельность в направлении использования мер, которые выше названы «эквивалентными» прямому финансированию. Направлены они в первую очередь на стимулирование инноваций, на ускорение внедрения новых достижений науки в жизнь, на их коммерциализацию. Все эти мероприятия – средство перевода экономики страны на инновационные рельсы, превращения ее в инновационную с целью упрочения и расширения позиций страны в конкурентной борьбе за мировые рынки новых технологий. Первостепенное значение в этом процессе имеет малый и средний бизнес. Правительство Германии всячески опекает его, особенно малые наукоемкие предприятия, «отпочковывающиеся» от университетов и крупных исследовательских центров. Инновационная направленность – это одна из основных характерных особенностей современной парадигмы научно-технического развития.

В заключение важно отметить нестандартный, специфичный для ФРГ факт. 28 июня 2005 г. Министры – президенты земель утвердили документ, согласованный Совместной комиссией федерального правительства и земель по вопросам планирования образования и финансирования ИР, – «Пакт об исследованиях и инновациях» (Pakt für Forschung und Innovation). Этот документ определяет порядок финансирования немецкой науки государством, а также обязательства работников науки по совершенствованию их работы. В качестве представителей научного сообщества выступают центры большой «пятерки», о которой неоднократно говорилось выше. Временные рамки документа – 2005–2010 гг. В результате заключения Пакта исследовательские организации ФРГ будут получать дополнительно приблизительно по 150 млн. евро ежегодно.

«Цель Пакта – повышение конкурентоспособности немецкой науки посредством лучшего использования имеющегося потенциала» (32, с.1). Имеется в виду концентрация усилий на достижении более высокого качества исследований, на усилении кооперации исследовательских организаций, преодолении их обособленности, на поддержке молодых кадров в науке и новых, необычных решений.

Для достижения этих целей федеральное правительство и правительства земель принимают на себя следующие обязательства:

1. Приложить все усилия, чтобы, несмотря на необходимость решения крупных хозяйственных задач, обеспечить научным организациям стабильное плановое финансирование и ежегодное его увеличение не менее чем на 3% до 2010 г.

2. Улучшить условия для проведения ИР – например, в части тарифов, юридической защищенности и т.п.

В свою очередь научные организации обязуются повысить качество, эффективность и результативность исследований:

– определить свои сильные и слабые стороны в конкурентной борьбе;

– прогнозировать новые стратегические направления исследований и организовывать в необходимых масштабах рискованные, нестандартные проекты;

– расширять исследовательские и кооперационные связи с промышленностью;

– обеспечить молодым ученым возможность продвижения по службе;

– расширять участие женщин в исследовательских работах, в том числе на руководящих должностях, обеспечить справедливую оплату женского труда.

Немецкое научно-исследовательское общество, со своей стороны, обязуется: укреплять финансирование наиболее перспективных проектов; содействовать инновациям путем финансового обеспечения проектов и областей исследований, связанных с высокой степенью риска, но перспективных и выполняемых на высоком качественном уровне; содействовать усилению профильного образования и активно развивать программу концентрации выдающихся ученых в вузах; организовывать сетевую связь высших учебных заведений и исследовательских организаций, в частности, путем финансовой поддержки исследовательских групп, исследовательских центров и конкретных направлений ИР; финансировать внешние связи научных организаций и поддерживать развитие «Европейского исследовательского пространства».

Пакт является частью ответа ФРГ на решения глав правительств стран – членов ЕС, принятого на встрече в Лиссабоне в 2000 г. Эти решения предусматривали повышение расходов на ИР стран-членов до 3% ВВП к 2010 г. В настоящее время ФРГ тратит на эти цели 2,5% ВВП (32, с. 3).

В связи с принятием Пакта министр образования и науки Э. Бульман заявила, что «немецкая наука обрела попутный ветер и лучшие шансы в конкурентной борьбе на мировой арене», а также что «наука получает четкие перспективы до начала следующего десятилетия» (33).

Что касается университетов с их «Инициативой совершенства», то она рассчитана до 2010 г. И финансируется в объеме 1,9 млрд. евро. Федеральное правительство выделяет 75% этой суммы (там же). Предполагается на конкурсной основе отобрать до десяти университетов, которые в среднем будут получать по 21 млн. евро (там же).

 

[1] ESRF – Европейский синхрофазотрон.

[2] ILL – Институт Макса фон Лауэ и Поля Ланживена.


Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 329 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0