Кулькин, Анатолий Михайлович

00:22
IV. Деятельность организации экономического сотрудничества и развития

IV. Деятельность организации экономического сотрудничества и развития

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) является одной из самых крупных международных организаций в мире. Основанная в 1961 г. как преемница ОЕЭС (Организация европейского экономического сотрудничества), которая с 1947 г. занималась осуществлением плана Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны, ОЭСР сегодня является экономическим аналогом НАТО и объединяет 30 стран из Европы, Америки, Азии и Австралии. Ее секретариат, расположенный в Париже, насчитывает около 2 тыс. человек, в числе которых около 700 экономистов, юристов, ученых других специальностей, распределенных по 12 «директоратам» (экономики; статистики; проблем окружающей среды; развития кооперации; проблем государственного управления и территориального развития; торговли, финансов и предпринимательства, налоговой политики; науки, технологии и промышленности; занятости, труда и социальных вопросов; образования; продуктов питания, сельского хозяйства и рыболовства; по связям с общественностью; по сотрудничеству со странами, не являющимися членами Организации). Кроме двенадцати тематических есть еще исполнительный директорат. Кроме того, в состав ОЭСР входят Международное агентство по проблемам энергетики, Агентство по атомной энергии, так называемая Европейская конференция министров транспорта и Центр развития. Организация также имеет офисы в Берлине, Вашингтоне и Нью-Мексико.

В последние годы ОЭСР установила контакты в форме договоров о взаимодействии примерно со 100 странами различных регионов мира, в том числе и с Россией, имеющей статус наблюдателя. Многие страны стремятся стать членами этой Организации. К ним предъявляются два основных критерия для вступления: демократическое государственное управление и рыночная экономика.

ОЭСР не является организацией, финансирующей какие-либо исследовательские центры или программы (кроме своих собственных). Напротив, она сама представляет собой крупнейший научно-аналитический и информационный центр, обслуживающий правительства государств-членов. Эти государства и содержат ОЭСР. Ежегодный взнос каждого из них определяется по специальной формуле в зависимости от масштабов его экономики. Естественно, что больше всех платят США, за ними – Япония и т.д. Эти взносы определяют основной бюджет Организации и дают «спонсорам» право на получение всех регулярных информационных изданий ОЭСР, а также на участие в конференциях, семинарах, встречах министров и т.п. – мероприятиях, которые во множестве проводит эта Организация. Кроме того, ОЭСР выполняет индивидуальные заказы государств-членов на исследование той или иной проблемы, интересующей их. За это полагается отдельная плата, пополняющая основной бюджет. Например, Великобритания ежегодно вносит свою плату в размере 14 млн. евро. Эти деньги проходят по каналам Министерства иностранных дел. Другие министерства заказывают ОЭСР те или иные работы, оплачивают их, и в итоге «взнос» Великобритании достигает примерно 18,5 млн. фунтов (около 27 млн. евро), что почти вдвое больше основного регулярного взноса.

Всего же с дополнениями бюджет ОЭСР составляет примерно 300 млн. евро (50, с. 4).

Таблица 1 (51)

Основной бюджет ОЭСР

2003–2004 гг. (млн. евро)

Тематика статей расхода

2003

2004

Доля в бюджете 2004 (%)

1. Стабильный экономический рост

63,7

64,8

34

2. Занятость, социальные проблемы, экология

34,1

33,9

18

3. Торговля и фискальные вопросы

32,8

33,4

17

4. Государство и общество

32,7

33,9

18

5. Помощь развивающимся странам

14,3

14,6

8

6. Корпоративные расходы

10

10

5

Всего:

187,5

190,3

100

 

Представители стран – членов ОЭСР проводят встречи в комитетах, рабочих или экспертных группах, специализирующихся по различным проблемам. На их заседаниях происходят обсуждения соответствующих проблем, обмен мнениями, вырабатываются общие подходы и рекомендации. Насчитывается около 200 таких комитетов и групп, и ежегодно через их встречи «проходят» около 40 тыс. руководящих работников национальных администраций стран, входящих в Организацию. Они заказывают различные обзоры или обследования, проводят их обсуждения и таким образом помогают секретариату в его деятельности. По возвращении домой участники работы комитетов имеют возможность общаться между собой по специальной компьютерной сети и получать все разрабатываемые секретариатом документы в режиме реального времени.

Комитеты не принимают обязывающих решений. Это функция принадлежит Совету ОЭСР, в состав которого от каждой страны входит делегат в ранге посла. Еще одного члена Совета делегирует Европейский союз. Совет организует регулярные заседания, и все его решения принимаются на основе общего согласия. Совет собирается один раз в год на уровне министров, обсуждает ключевые вопросы и определяет приоритеты деятельности Организации. Принятые на этих заседаниях решения реализуются секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем и его четырьмя заместителями. Генеральный секретарь председательствует и в Совете ОЭСР, являясь, таким образом, связующим звеном между национальными делегациями и исполнительным механизмом. Официальные языки ОЭСР – английский и французский.

Работники секретариата (примерно 2 тыс. человек) набираются, как и в обычных учреждениях, по уровню квалификации, стажу работы по специальности и т.д. Национальных квот не существует, и любой работник является международным чиновником, а не представителем своей страны. Работа, проводимая ОЭСР, не рассматривается как переговорный процесс и таковым не является. Хотя в результате встреч и дискуссий в рамках этой Организации между ее членами могут возникнуть договорные отношения и могут быть приняты общие для всех рекомендации, это не входит в задачу ОЭСР. Ее задача заключается в том, чтобы предоставлять странам, входящим в Организацию, возможность свободного обсуждения и снабжать их информационно-аналитическими материалами, позволяющими ориентироваться в сложном и быстро меняющемся современном мире, чтобы в соответствии с этим они строили свою внешнюю и внутреннюю политику.

Если попытаться классифицировать деятельность ОЭСР на основные группы по характеру работы, то можно выделить три таких комплекса. Первая группа работ – это подготовка и публикация регулярных изданий. Прежде всего сюда входят регулярные обзоры экономики, состояния науки и техники, образования и некоторых других сторон жизнедеятельности стран – членов ОЭСР. Организация собирает данные национальных статистических и аналитических источников, приводит их к единообразному и сопоставимому виду и публикует. Два раза в год ОЭСР издает «Economic outlook» (outlook – это перспектива, взгляд в будущее, пристальное наблюдение), в котором  анализируются последние макроэкономические сдвиги и краткосрочные прогнозы состояния экономического развития. Каждый месяц публикуются «Основные индикаторы состояния экономики» (Main economic indicators). Другие ежемесячные издания освещают вопросы внешней торговли, национальных финансов, уровень занятости и безработицы, динамику потребительских цен, один раз в год публикуется статистика доходов и налогов. С 2001 г. ОЭСР начала выпускать «Показатели науки, техники и промышленности стран ОЭСР» (OECD science, technology and industry scoreboard) – близкий аналог «Индикаторов науки и техники США». Было издано пока два выпуска (2001, 2003), и это издание рассматривается как экспериментальное. В 2004 г. практически такая же по содержанию публикация  вышла под названием «OECD science, technology and industry outlook». Среди регулярных изданий следует также отметить «OECD observer» – журнал, рассчитанный на широкие слои населения и освещающий различные стороны работы Организации.

Еще одно регулярное мероприятие заслуживает упоминания. Директорат ОЭСР, занимающийся вопросами образования, один раз в три года проводит тестирование знаний пятнадцатилетних учащихся целого ряда стран и публикует подробный анализ результатов, позволяющий сравнить уровень знаний представителей обследуемых стран, их наклонности и тенденции развития школьного образования в мире.

Вторая группа работ ОЭСР – это нерегулярные информационно-аналитические обзоры состояния той или иной проблемы в глобальном масштабе или комплексной оценки положения какой-либо страны, входящей в Организацию. Один только директорат, занимающийся экономическими проблемами, публикует около 20 страновых обзоров каждый год. Остальные директораты (в тесном сотрудничестве с опекаемыми ими комитетами) также имеют соответствующие программы и активно разрабатывают свою тематику.

В целом ежегодно ОЭСР публикует до 250 названий изданий разного масштаба – от коротких информационных для прессы до солидных многостраничных книг. Большинство материалов публикуется и в печатной, и в электронной форме (на сайте OECD.org), на двух языках, а нередко и в переводе на язык той страны, к которой публикуемый материал относится. Для подготовки своих изданий ОЭСР располагает целым рядом тематических и страновых баз данных.

Наконец, третья группа видов деятельности ОЭСР – это организация взаимодействия стран-членов в самых разных формах и масштабах: конференции, семинары, заседания экспертных групп, координация национальных программ, организация международных программ ИР и т.д. Вот некоторые примеры организационной деятельности ОЭСР, направленной на объединение усилий и опыта стран-участниц в различных областях фундаментальной науки (56). За период 1999–2004 гг. по программе «Глобальный научный форум» проведено 12 конференций – собраний форума (по астрономии; по изучению объектов околоземного пространства; по радиоастрономии и искусственным спутникам Земли; по проблемам современных средств коммуникации; по физике высоких энергий; по протонным ускорителям; по лазерам высокой интенсивности; по исследованию твердой материи; по биоразнообразию; нанонауке; геномике; по проблемам международной кооперации). За 1995–1999 гг. прошло восемь заседаний рабочих групп по столь же серьезным фундаментальным проблемам, в том числе по проблеме глобализации и международной кооперации в области меганауки. В 2005 г. на повестке дня стоит организация международного исследовательского проекта изучения мозга человека; семинар по координации программ фундаментальных ИР; конференция по проблеме уменьшения притока кадров в науку и технику; семинар по вопросам безопасности; конференция по фундаментальным проблемам энергетики; семинар по изучению землетрясений; семинар по вопросам международных сопоставлений индикаторов фундаментальной науки; заседание рабочей группы по ядерной физике. И все это – только в рамках программы «Глобальный научный форум», а таких программ ОЭСР ведет не один десяток. Кстати говоря, в настоящее время в Париже ведется строительство нового конференц-центра и ремонт основного здания Организации.

Под влиянием процессов глобализации Организация стремится расширить свои контакты и координационные связи и со многими странами, не являющимися членами ОЭСР, а также со всеми крупными международными и национальными организациями. Она работает в тесном контакте с Европейским союзом, НАТО, МОТ, ООН и ее подразделениями типа ЮНЕСКО, ЮНИДО, с МАГАТЭ и т.д.

Благодаря обширной и разносторонней научно-аналитической, информационной и организаторской деятельности субсидирование ОЭСР можно рассматривать как один из вариантов государственного финансирования науки в странах, являющихся ее членами.

Как и во многих других международных организациях, в ОЭСР не обходится без проблем. Сегодня довольно остро стоит вопрос о реформах порядка работы Организации и ее структуры. Некоторые страны, в первую очередь США, где настоятельно звучат призывы прекратить взносы в бюджет ОЭСР, якобы занимающую часто антиамериканскую позицию (59), выступают за перемены. Прежде всего речь идет о трех основных проблемах (58): выбор приоритетов и изменение структуры Организации в сторону сокращения числа звеньев и прекращения второстепенных работ; отмена консенсуса и переход к принятию решений большинством голосов; ужесточение требований к приему новых членов. Помимо требования демократичности и открытости государства, рыночного характера его экономики предлагается ввести еще три условия: присоединение новой страны должно приносить существенные выгоды Организации и ее участникам; присоединение новой страны должно улучшать географическую сбалансированность и глобальность охвата мира входящими в ОЭСР странами; высокие стандарты требований к вступающим странам должны строго выдерживаться. Следует отметить, что не так давно в члены Организации были приняты Чехия, Словакия и Польша. Россия выразила свою заинтересованность во вступлении в члены ОЭСР.

Необходимость реформ мотивируется изменениями, происходящими в мире: интенсивным ходом глобализации; происходящим и неминуемым в будущем расширением Европейского союза; потребностью уточнения места и роли ОЭСР в новой ситуации. В предложениях о содержании реформ явно просматриваются элементы противостояния США и объединяющейся Европы. Какие реальные изменения могут произойти – покажет ближайшее будущее.


Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 369 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0