Кулькин, Анатолий Михайлович

00:05
III. Финансирование науки в рамках Европейского Союза

III. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Европейский союз (ЕС) является одним из источников финансирования науки в Европе. Европейские сообщества выделяли финансовые средства на поддержку ИР с момента своего возникновения. Если США начали с попыток путем реформ разного масштаба приспособить уже существовавшую инфраструктуру, апробированную временем, то Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) строило юридическую и организационную основу союзной государственной научно-технической политики (ГНТП) почти с нуля. Предыдущие соглашения предусматривали совместную исследовательскую деятельность только в четырех областях: уголь и сталь (договор 1951 г.), сельское хозяйство (Римский договор 1957 г.) и атомная энергия (Евроатом). Что же касается инфраструктуры, предусматривающей ГНТП в целом, она была создана только в середине 80-х годов, хотя беспокойство по поводу технического уровня европейской промышленности проявлялось и раньше, по сути дела, с первых шагов этих организаций. Но в 40-х и 50-х годах вопрос стоял иначе. Тогда не было радикально новых технологий, которые позднее посыпались, как из рога изобилия, – пластики и полимеры, транзисторы, компьютеры, антибиотики и т.д. Кооперация в области ИР между отдельными странами Западной Европы, но вне рамок ЕЭС, практиковалась довольно широко (ЦЕРН, ЕКА, ЕНФ, «Аэробус», «Арианаспейс» и т.п.). Единой же европейской ГНТП не было. Фактически были лишь отдельные попытки (часто успешные) превзойти своих конкурентов из Японии и США на том или ином участке мирового рынка, в конкретном виде изделий.

И только в 1981 г. Был сделан первый серьезный шаг – после «круглого стола», собравшего представителей двенадцати ведущих электронных компаний, начали появляться западноевропейские программы совместных ИР. Первой из них была ESPRIT, организованная в 1983 г. Она предусматривала поддержку доконкурентных ИР в области информационных технологий. Эта программа послужила моделью для ряда последующих программ – RACE (коммуникации) и BRITE (промышленные технологии), программ в области медицины и биотехнологии. Эти совместные западноевропейские программы имели ряд характерных моментов. Во-первых, исследования должны были проводиться в сотрудничестве с фирмами, университетами и другими научными учреждениями Западной Европы; во-вторых, исследования должны были носить доконкурентный характер; в-третьих, финансирование ИР ЕЭС осуществлялось совместно с промышленностью (обычно 50%); в-четвертых, заявки на финансирование анализируются независимыми экспертами; и в-пятых, ЕЭС после консультаций с участниками определяет приоритетные направления ИР.

Однако перечисленные программы не были скоординированы между собой – организационных форм для такой координации еще не существовало. Они были найдены несколько позже
(в 1984 г.) в виде так называемых «рамочных программ».

Все эти шаги в конечном счете были юридически закреплены в Едином европейском акте (Single European Act), ратифицированном в 1987 г., который убрал (предусматривалось сделать это в течение пяти лет) барьеры между странами-членами для передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Одной из основных целей Акта было создание юридической основы активной роли ЕЭС в научно-технической политике. Эту «новую» роль Сообщества еще раз подтвердил Маастрихтский договор, ратифицированный в 1993 г. И создавший Европейский союз (ЕС). «Целью ГНТП Европейского союза было объявлено усиление европейских позиций в области науки и техники и повышение конкурентоспособности европейской индустрии на мировом рынке» (49, с.103).

Результатом этой работы стало принятие пяти пятилетних рамочных программ (Framework programme – FWP): FWP-1 (1984–1987); FWP-2 (1987–1990); FWP-3 (1990–1994); FWP-4 (1995–1998) и FWP-5 (1999–2002). В настоящее время реализуется Шестая рамочная программа (2002–2006). Программы являются пятилетними, но строятся таким образом, что последний год предыдущей программы перекрывает первый год последующей. Поэтому 2006 год будет уже первым годом Седьмой рамочной программы.

ЕС сегодня объединяет 25 стран Европы. Совокупный продукт этих стран составляет 32% мирового (США – 25%). Население стран Союза насчитывает 455 млн. человек.

Бюджет ЕС складывается из двух источников – «собственных» средств и взносов стран – членов Союза. «Собственные» средства – это доходы от налогов на импорт сельскохозяйственных товаров, таможенные пошлины на прочий импорт и часть налога на добавленную стоимость. Это такие виды налогов, которые не входят в системы налогообложения стран, входящих в Союз. К примеру, груз, пересекающий границу ЕС, допустим, в Валлетте, где с него берут таможенные сборы и налог на импорт, благодаря Общему рынку может иметь своим назначением Брно или еще какой-либо город, далекий от острова Мальта. Страна, через таможню которой поступает импорт, выполняет только роль сборщика – агента ЕС, ее услуги оплачиваются частью сбора, но основные деньги поступают в бюджет ЕС. Что касается взносов членов Союза, то они определяются как процент от ВВП платящей их страны, т.е. в соответствии с ее возможностями. Годовой бюджет ЕС в целом меньше, чем 2,5% суммы ежегодных расходов его членов.

В 2005 г. Этот бюджет составил 116,5 млрд. евро. Львиную долю этой суммы – 42,8 млрд. евро (36,7%) – Союз тратит на поддержку сельского хозяйства. Еще 6,3 млрд. евро уходит на модернизацию инфраструктуры сельских регионов. Другими словами, сельское хозяйство «съедает» почти половину всех средств Союза (42,1%). Далее следуют структурные фонды (включая Фонд регионального развития и Социальный фонд), которые получают почти 30% бюджета. На третьем-четвертом местах находятся расходы на помощь странам третьего мира и на образование и науку. На эти статьи Союз _выделяет по 4 млрд. евро, т.е. примерно по 3,5% бюджета.

Первые пять рамочных исследовательских программ ЕС строились по принципу, который их авторы считают «вертикальным», т.е. по ряду тем, разделенных на подтемы. Шестая программа отличается тем, что кроме «вертикальной» тематики ИР в ней большое место занимает «горизонтальная», направленная на координацию и консолидацию научно-технического потенциала Европы в целом, на структурирование «Европейского исследовательского пространства» (European Research Area – ERA). Ф. Баскин (Basquin), которого считают основным архитектором этого пространства, формулирует цель его создания следующим образом: «Развитие на европейском уровне пространства для когерентной и скоординированной научной деятельности и политики, пространства, в пределах которого исследователи и знания перемещаются совершенно свободно, вдохновит проявление наилучших качеств европейской науки по трем причинам. Во-первых, оно даст возможность создать «критическую массу» талантов, связав в единую сеть имеющиеся возможности стран – членов Союза, в частности, благодаря интенсивному использованию информационных и телекоммуникационных технологий. Во-вторых, оно освободит ученых и исследовательские группы от протекционистских национальных барьеров, тем самым создав конкуренцию и, следовательно, повысив общий уровень качества ИР. В-третьих, оно привлечет в Европу лучших специалистов из остальных стран мира, точно так же, как сегодня их привлекают университеты США» (34, с.1).

Шестая рамочная программа является в этом отношении существенным шагом вперед, и проблеме формирования ERA в ней уделено большое внимание в соответствии с решениями Союза и Европейского парламента, принятыми в середине 2002 г.

Программа делится на шесть крупных разделов. Первый из них, самый крупный, – тематический. В нем перечисляются исследовательские направления, которым должны соответствовать проекты ИР, подаваемые на конкурс для получения финансирования от ЕС. В разделе приведены следующие направления.

1. Наука о жизни, геномика и биотехнология в целях охраны здоровья. Имеется в виду использование достижений в расшифровке геномов живых организмов для медицинских целей и для повышения конкурентоспособности европейской биотехнологической промышленности. Кроме того, ставится инновационная задача – найти фундаментальным знаниям в данной области практические приложения, чтобы обеспечить реальный прогресс медицины на европейском уровне и повышение качества жизни.

2. Технологии информационного общества. Цель – стимулировать развитие в Европе аппаратного и программного обеспечения информационных технологий и их применений как главного условия строительства информационного общества, повышения конкурентоспособности европейской промышленности, обеспечение гражданам Европы возможности полного использования преимуществ строительства общества, основанного на знании.

3. Нанотехнологии и нанонауки (nano-science), многофункциональные материалы, новые производственные процессы и устройства. Задача этого направления – помочь Европе накопить критическую массу знаний, необходимых для создания и эксплуатации технологий, которые позволят выпускать новейшую наукоемкую продукцию, оказывать услуги и использовать производственные процессы будущего, особенно выгодные с точки зрения сохранения окружающей среды и снижения количества вредных отходов, наносящих этой среде ущерб.

4. Аэронавтика и космос. Цель – усилить, благодаря интеграции исследований, научную и технологическую базу европейской авиационной и космической промышленности, поднять ее конкурентоспособность на международной арене, содействовать использованию научного потенциала Европы в этом секторе (учитывая обеспечение безопасности окружающей среды).

5. Качество и безопасность продуктов питания. Цель – усилить научную и технологическую базу, необходимую Европе для создания дружественной окружающей среде системы производства и распространения более безопасных и разнообразных пищевых продуктов. Обеспечить, опираясь на достижения биотехнологии и геномики, контроль рисков, связанных с продуктами, а также рисков для здоровья, связанных с изменениями окружающей среды.

6. Стабильное развитие, глобальные перемены и экосистемы. Задача этого направления – усиление научно-технического потенциала, который позволил бы Европе обеспечить стабильный рост, интегрировать экологические, экономические аспекты развития, особо выделяя проблемы возобновляемых источников энергии, транспорта и рационального использования земных и морских ресурсов европейского континента.

7. Проблемы взаимодействия граждан и управляющих структур в обществе, основанном на знании. Задача – мобилизовать научный потенциал Европы в области экономических, политических, социальных и гуманитарных наук во всем их многообразии для когерентного взаимодействия в обеспечении понимания широкими слоями населения процессов, обусловленных становлением основанного на знаниях общества и новых форм взаимоотношений между его гражданами, с одной стороны, и органами управления обществом – с другой.

Все семь перечисленных направлений относятся к группе так называемых «вертикальных», в основном ограниченных рамками одной или близких дисциплин.

Вторая группа тематических направлений ИР, включенных в программу и образующих самостоятельный (второй) раздел, являются междисциплинарными в том смысле, что они концентрируются на исследовании условий интенсивного функционирования науки в целом и тем самым затрагивают интересы всех «вертикальных» направлений. В программе насчитывается пять тем такого рода.

1. Научное и технологическое обеспечение и поддержка политической деятельности и политических решений Сообщества. Исследования должны определить оптимальные формы указанного обеспечения на всех этапах подготовки и проведения в жизнь принятых Сообществом политических решений, учитывая интересы не только сегодняшних, но и будущих его стран-членов, а также ассоциированных членов. Исследования, относящиеся к этому направлению, могут включать в себя социологические опросы, тематические обследования, другие способы измерения общественного мнения.

2. Новые и зарождающиеся направления науки и технологии. Цель – найти методы гибкого и быстрого реагирования на появление на переднем крае науки новых, ранее не предвиденных точек роста, проблем и возможностей, определения их нужд и способов их поддержки. Особого внимания заслуживают многодисциплинарные и междисциплинарные области ИР.

3. Специфические возможности и нужды малых и средних предприятий. Задача в данном случае состоит в том, чтобы помочь малым и средним предприятиям, действующим как в традиционных, так и в новых областях, повысить их технологические возможности и обрести способность оперировать на европейском и международном уровне (учитывая особую роль таких предприятий в поддержке конкурентоспособности Европы и развитии инноваций).

4. Международные кооперационные связи. Цель – научная поддержка внешних сношений Союза, разработка мер поощрения и стимуляции интернациональной научной кооперации, причем в работах по семи тематическим направлениям первой группы могут принимать участие и страны, которые в Союз не входят.

5. В качестве особого направления выделены работы Объединенного исследовательского центра ЕС (Joint Research Center – JRC). Созданный в 1957 г. (одновременно с Сообществом), этот Центр является его неотъемлемой частью. Его главная функция – научное и информационное обслуживание как центральных органов организации, так и правительств стран-участниц. В настоящее время Центр осуществляет трехлетнюю (2003–2006) программу поддержки Шестой рамочной программы и ее в значительной мере автономной части – Шестой рамочной программы Евроатома. Трехлетняя программа JRC разбита на четыре раздела: 1) пищевые продукты, химическая продукция и здравоохранение (бюджет – 212 млн. евро); 2) окружающая среда и стабильность (бюджет – 286 млн. евро); 3) атомная энергетика (бюджет – 290 млн. евро, включая 16 млн. евро на вывод из эксплуатации устаревшего оборудования) и 4) «горизонтальная» деятельность (бюджет – 262 млн. евро). Центр финансируется Европейским парламентом и значительным числом стран-членов. Его работа затрагивает все стороны и составные части Шестой рамочной программы. Много внимания он уделяет вопросам обучения научного персонала, сравнительному анализу состояния и уровня развития членов Сообщества. Центр предоставляет ученым Европы свои лаборатории и оборудование.

Работы по атомной энергетике, на которые тратится немногим больше четверти средств, имеющихся в распоряжении Центра, касаются главным образом вопросов техники безопасности на атомных объектах и безопасности самих этих объектов. Экспериментальной базой является реактор в г. Петтен (Petten) в Нидерландах. Другие (не связанные с атомной) области работы JRC, занимающие 3/4 его бюджета и быстро растущие в объеме, концентрируются вокруг наиболее важных проблем политики ЕС, в первую очередь, проблем здоровья и безопасности граждан, стабильного развития и конкурентоспособности европейской промышленности. Кроме того, огромное внимание Центр уделяет вопросам координации исследований в рамках Шестой программы, интеграции и сетевой связи проектов, совместных исследований на основе разделения затрат и прочим формам кооперации.

Два последующих (после тематических) раздела Рамочной программы (в самой программе все они обозначаются как «области деятельности» – activity аreas) относятся к работам по созданию ERA. Первый раздел носит название «Укрепление фундамента ERA» и содержит два подраздела – «Координация исследовательских работ» и «Разработка научной и инновационной политики». Целью работ по «укреплению фундамента» является развитие синергизма национальных исследовательских программ стран – участниц Союза, обеспечение комплементарности действий ЕС в области исследовательских работ и действий других кооперативных организаций и программ Западной Европы во всех областях науки – здравоохранении, биотехнологии, экологии, энергетике и т.д. Аналогичны задачи и в плане разработки научно-технической политики. В перспективе необходимо добиться когерентности национальных действий путем ранней идентификации наиболее острых проблем, зон общих интересов и распространения соответствующей информации среди организаций и персоналий, формирующих научную политику той или иной страны.

В подразделе «Координация исследовательских работ» предусматривается создание сети национальных и региональных работ «ERA-NET» (бюджет темы – 148 млн. евро) и интегрированной информационной системы, охватывающей национальные и региональные исследовательские программы.

Второй раздел работ по развитию идеи единого европейского исследовательского пространства имеет название «Структуризация ЕRА». Главная задача работ по этой тематике – преодоление структурных слабостей европейских ИР, независимо от отрасли науки, в которой эти исследования проводятся. Здесь предусматриваются меры по ускорению процесса реализации результатов исследований в технических и технологических инновациях; разработка экспериментальных проектов, апробирующих новые формы такой реализации; предусматривается поддержка предприятий наукоемкого профиля, координация действий с Европейским инвестиционным банком и структурными фондами. И, наконец, в этот же подраздел внесен пункт о контроле и оценке деятельности Инновационного директората программы.

Кроме того, здесь предусмотрены еще три темы. Первая касается вопросов повышения квалификации и переквалификации кадров, стажировки ученых, проведения научных конференций высокого уровня, награждения и премирования участников программы. Тема получила название «Акция Марии Кюри». Вторая тема связана с использованием и совершенствованием европейской научной инфраструктуры. В основном речь идет о крупных исследовательских установках «большой науки» – ускорителях элементарных частиц, телескопах и т.п., использование которых зачастую ограничено и ограждено национальными рамками. Предусматривается определенная степень их интернационализации, в том числе путем организации широкополосной скоростной электронной связи. Разрабатываются также проекты новых аналогичных установок.

Третья и последняя тема данного подраздела обозначена как «Наука и общество». Здесь должны исследоваться проблемы управления наукой, научной экспертизы и консультирования, этических сторон исследовательской работы, определяться степень знакомства широких слоев населения с вопросами науки и техники, а также проблемы молодых ученых и женщин в науке.

Последний, несколько обособленный, из основных разделов программы – это ядерная энергетика. В нем четыре подраздела: контролируемый термоядерный синтез, переработка и хранение радиоактивных отходов, защита от радиации, прочие проблемы ядерной технологии и ядерной безопасности.

Кто может участвовать в программе? Исследовательские группы в университетах или исследовательских институтах; фирмы, собирающиеся разрабатывать и/или внедрять инновации; малые и средние предприятия; группы или ассоциации малых и средних предприятий; административные органы управления; студенты последних курсов вузов; молодые ученые, окончившие основной курс вуза; ученые с мировым именем; организации, представляющие исследовательские установки международного (европейского) значения; организации и ученые третьих стран; возможно также участие прочих организаций и лиц, коль скоро их предложения получат позитивную оценку и пройдут отбор проектов. На выполнение проекта заключается контракт, типовая модель которого входит в состав программы.

Администрация программы постоянно осуществляет мониторинг хода выполнения финансируемых проектов, оценивая состояние работ по несколько раз в год. Кроме того, она проводит (выборочно) аудиты исполнения контрактов. Аудит может быть проведен в любое время в ходе работы, а также в течение пяти лет после ее завершения. В качестве аудиторов могут выступать как работники аппарата программы, так и внешние организации. Проверяются научные, финансовые и прочие аспекты проекта. Теми же правами проведения аудиторской проверки обладает по отношению к исполнителям проектов Европейский суд аудиторов (The European Court of Auditors).

Наконец, в заключение для завершения полной характеристики программы приведем ее подробный бюджет на все время действия.

Таблица (43)

Бюджет Шестой рамочной программы ЕС

 

 

Млн. евро

Всего на исследовательскую тематику, включая выставки (I-III разделы)

 

14 682

I. Вертикальные исследовательские темы:

12 438

1. Науки о жизни, геномика и биотехнология в целях охраны здоровья

2514

1.1. Новейшая геномика и ее использование в здравоохранении

1209

1.2. Борьба с наиболее распространенными болезнями

1305

2. Информационные технологии

3984

3. Нанотехнологии и нанонауки, многофункциональные материалы; новые производственные процессы и устройства

1429

4. Аэронавтика и космос

1182

5. Качество и безопасность пищевых продуктов

753

6. Стабильное развитие, глобальные изменения и экосистемы

2329

6.1. Стабильные энергосистемы

890

6.2. Стабильный наземный транспорт

670

6.3. Глобальные изменения и экосистемы

769

7. Граждане и органы управления в основанном на знании обществе

247

II. Горизонтальные исследовательские темы

1409

1. Научное обеспечение политических решений, анализ нужд науки и технологии

590

2. Горизонтальные проекты, касающиеся малых и средних предприятий

473

3. Меры по поддержке международной кооперации

346

III. Неядерные программы IRC

835

IV. Структуризация ЕРА

2854

1. Исследования и инновации

319

2. Людские ресурсы

1732

3. Исследовательская инфраструктура

715

4. Наука и общество

88

V. Укрепление фундамента ERA

347

1. Координация работ

292

2. Поддержка когерентности научных политик стран ЕС

55

ВСЕГО:

17 883

VI. Рамочная программа Евроатома

890

1.1. Контролируемый термоядерный синтез

750

1.2. Переработка и хранение радиоактивных отходов

90

1.3. Защита от радиации

50

2. Другие проекты в области ядерных технологий и ядерной безопасности

50

3. Ядерные проекты JRC

290

ВСЕГО, включая Евроатом

18 773

 

В настоящее время завершается подготовка Седьмой рамочной программы (48). В отличие от предыдущих «пятилеток» она должна быть рассчитана на семь лет и полностью начать свою работу с 1 января 2007 г. Представленные 6 апреля 2005 г. Европейскому парламенту предложения комиссии по подготовке программы определяют объем финансирования ее на период действия в размере 72 726 млн. евро. На деятельность Евроатома предполагается выделить 3092 млн. евро на 2007–2011 гг. В ноябре 2004 г. Комитет Союза по промышленности, внешней торговле, исследованиям и энергетике предложил увеличить бюджет 2007–2010 гг. до 30 млрд. евро.

В ходе подготовки программы комиссия учитывала мнения всех заинтересованных в развитии европейской науки сторон – Европейского парламента, стран – членов Союза, научного сообщества, представителей промышленности. Проект проходил целый ряд экспертиз, как внутренних, так и внешних.

Проект программы состоит из четырех разделов, называемых тоже программами, соответствующих четырем базовым составляющим европейской науки: кооперация, новые идеи, кадры и материальная основа. В рамках первой из этих программ предусматривается поддержка (финансирование) транснациональных исследований, от отдельных совместных проектов и сетевых ИР до координации национальных исследовательских программ. Международная кооперация со странами, не являющимися членами Союза, тоже является частью этой программы. Она разделяется на четыре подпрограммы: совместные исследования (сюда направляется основная масса финансовых ресурсов); совместные технологические инициативы, которые будут базироваться на работах так называемых «Европейских технологических платформ» (программы совместных ИР вне рамочных программ); координация исследовательских программ Союза и вне его; международная кооперация.

Второй раздел рамочной программы, который называется «Идеи», предусматривает поощрение наиболее динамичных, творческих, выдающихся европейских исследований «на границе известного» в любой научной или технологической области, включая инжиниринг, социоэкономические и гуманитарные науки. Руководить ею будет Европейский исследовательский совет.

Третий раздел «Кадры» включает в себя мероприятия по увеличению численности и повышению квалификации научно-технического кадрового потенциала Европы (продолжение акции «Мария Кюри» Шестой рамочной программы).

Четвертый раздел посвящен совершенствованию исследовательской инфраструктуры, поощрению ИР малых и средних предприятий, поддержке научного потенциала европейских регионов (Регионы знания) и новых членов Союза, а также  формированию Европейского научного сообщества.

Кроме перечисленных в рамочную программу входит специальная программа работ Европейского исследовательского центра (их неатомной части) и программа Евроатома.

Тематика исследований, входящих в первый раздел рамочной программы, во многом совпадает с соответствующим разделом ее предшественницы и выглядит следующим образом:

1. Здоровье.

2. Продукты питания, сельское хозяйство и биотехнология.

3. Информационные и коммуникационные технологии.

4. Нанонауки и нанотехнологии, материаловедение и производственные технологии.

5. Энергетика.

6. Окружающая среда и изменения климата.

7. Транспорт, включая авиацию.

8. Социоэкономические и гуманитарные науки.

9. Космос и исследование проблем безопасности.

В программе Евроатома предусмотрены две темы: исследования ядерного синтеза и ядерный распад и защита от радиации. В тех темах (из перечисленных выше), которые представляют особый интерес для промышленности, предусматриваются подтемы и вопросы, согласующиеся с тематикой «Европейских технологических платформ». «Платформы» – это, как уже отмечалось, организуемые вне рамочной технологической программы ИР, в которых участвуют промышленные фирмы, исследовательские организации, финансовые центры и органы власти на европейском уровне (46). Программы определяют совместную «повестку дня» исследований, и это позволяет сконцентрировать на «платформе» критическую «массу» национальных и общеевропейских ресурсов для успешного решения проблемы. В настоящее время действуют 26 «платформ». Например, «Наномедицина – медицинские применения нанотехнологий», «Заводы будущего», «Европейская платформа космических технологий», «Европейская платформа металлургии стали» и т.п.

Чем Седьмая рамочная программа отличается от предыдущих? Таких отличий семь: 1) акцент сделан на ИР, а не на создание «инструментов», организационных схем, сетей и т.п.; 2) процедуры оформления проектов значительно упрощены; 3) акцент на ИР, которые соответствуют нуждам европейской промышленности, работа с «Технологическими платформами» и новыми «Совместными технологическими инициативами»; 4) создание Европейского исследовательского совета, который будет финансировать самые лучшие проекты; 5) включение международной кооперации во все четыре раздела рамочной программы; 6) развитие «Регионов знаний»; 7) создание финансового органа, призванного делить риск и способствовать частным капиталовложениям в ИР.

 

 

Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 443 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0