Кулькин, Анатолий Михайлович

16:18
Предисловие

Предисловие

Задача настоящей работы состоит в том, чтобы проанализировать источники, структуру и механизмы государственного финансирования научных исследований в зарубежных странах. Естественно, что такая общая постановка проблемы требует нескольких предварительных замечаний, конкретизирующих и ограничивающих ее рамки. Во-первых, это касается числа рассматриваемых стран. Все зарубежные страны рассмотреть невозможно, да в этом нет и необходимости, нас интересуют только государства, сопоставимые по масштабам научно-технического потенциала с Российской Федерацией. Достаточным представляется рассмотрение нескольких стран – представителей наиболее развитых регионов мира. В качестве таких представителей трех ведущих зарубежных регионов мирового научно-технического потенциала выбраны Северная Америка, Западная Европа и Восточная Азия, а из стран этих регионов, как наиболее показательные, – США, Германия и Япония. Приведены также данные по всей «большой восьмерке» или «семерке».

Характерным для сегодняшней Западной Европы моментом является тенденция к сближению и в конечном счете объединению стран этого региона, в том числе к созданию «Европейского исследовательского пространства». В настоящее время Европейский союз (ЕС) уже предпринимает практические шаги в этом направлении – разрабатывает рамочные программы, которые являются одним из нестандартных источников финансирования европейской науки, и ниже будет рассмотрена действующая сегодня Шестая рамочная исследовательская программа ЕС.

Вторым ограничительным моментом является характер источников, которые можно использовать для раскрытия темы. Наиболее надежными и полными являются материалы регулярной статистики. Но у них есть два крупных, с точки зрения данной работы, недостатка. Во-первых, они всегда публикуются с отставанием на два-три года от текущего момента, и с этим приходится мириться, поскольку отставание обусловлено объективной необходимостью временных затрат на сбор и обработку данных. Во-вторых, эти материалы обычно мало внимания уделяют науке как таковой, ее структурным составляющим и иным конкретным параметрам. Есть лишь два регулярных издания, в которых статистика науки присутствует в развернутом виде. 1. «Индикаторы науки и техники» (Science and Engineering Indicators) – доклад президента США Конгрессу, представляемый каждые два года и подробно описывающий состояние американского образования, науки и технологии. Текст доклада сопровождается большим количеством статистических данных. 2. Аналогичные материалы, но нерегулярно публикует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад ОЭСР, подобный американским «Индикаторам», был опубликован в 2003 г., и содержащаяся в нем статистика приводит данные лишь до 1999 г. включительно. Правда, позднее ОЭСР рассылала странам – членам Организации вопросник, из ответов на который можно почерпнуть более поздние данные, хотя и очень неполные.

В последнее десятилетие в РФ появился Центр исследования и статистики науки (ЦИСН), подчиняющийся Министерству науки и образования и Российской академии наук. ЦИСН публикует статистические сборники «Наука России в цифрах», в которых содержатся довольно подробные данные о различных аспектах положения науки в стране, в том числе и о ее финансировании. Сборник сопоставим со статистической частью «Индикаторов науки и техники» США. Однако при этом возникает проблема пересчета рублей в доллары, не все показатели идентичны и не все, имеющиеся в одном докладе, содержатся в другом.

Для того чтобы расширить хронологические рамки, которыми ограничены материалы систематических статистических изданий, был использован обширный дополнительный материал – данные Всемирного банка, интернет-сайтов государственных органов, управляющих наукой в интересующих странах, газетных и журнальных статей, докладов и т.д. Их число превышает 100, но содержащаяся в них информация не носит систематический характер, и поэтому ситуация в одних странах может быть освещена полнее, чем в других. Важно подчеркнуть, что как в регулярных, так и в нерегулярных источниках, информация об одном и том же показателе зачастую расходится, иногда значительно. В последних случаях либо выбраны официальные или близкие к официальным данные, когда это было возможно, либо даны специальные оговорки.

Наконец, следует подчеркнуть, что все эти расхождения и возможные неточности не являются серьезными препятствиями для получения общей достоверной картины. Интересующие показатели, особенно относительные (например, доля затрат на ИР в ВВП страны), стабильны во времени или меняются достаточно закономерно, что в принципе позволяет, в случае необходимости, прибегать к интерполяциям, аналогиям и иным подобным приемам.

Обзор построен следующим образом. Поскольку читателя постоянно будет интересовать сопоставление ситуации в рассматриваемых зарубежных странах с положением дел в РФ, на первое место вынесены в краткой табличной форме основные индикаторы науки России. Затем следуют материалы, касающиеся США, Германии, Европейского союза, Японии. В заключение даны сводные показатели, таблицы, где проводится сопоставление перечисленных стран и, где возможно, даются дополнительные основные показатели по всем странам «большой восьмерки».

В качестве эпиграфа основному тексту предпосланы две цитаты, характеризующие мнение зарубежных политиков о роли науки на современном этапе мирового развития.


Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 1387 | Добавил: retradazia | Рейтинг: 0.0/0