Главная » Архив материалов
« 1 2 3 4 »

[1] Юдин Б.Г. История советской науки как процесс вторичной институционализации // Филос. исслед. – 1993. – №3. – С.91–94.

[1] Волобуев П.В. Русская наука накануне Октябрьской революции // Вопросы истории естествознания и техники. – 1987. – N 3.

[1] Вернадский В.И. Довольно крови и страданий // Век ХХ и мир. – 1990. – N 1.

[1] Юдин Б.Г. Указ. соч., с.96.

[1] Кожевников А.Б. Этапы научной политики в СССР (1917–1941). В кн.: Вторая конференция по социальной истории советской науки. Тезисы. – М., 1990.

[1] Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Структура и динамика научно-технического потенциала России. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – С.83.

[1] Fusfeld H.I. Technical enterprise: present and future patterns. – Cambridge (Mass.), 1986. – P.304.

[1] Российские вести. – № 38 (462). &nda ... Читать дальше »

Категория: СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И США | Просмотров: 205 | Добавил: retradazia | Дата: 24.06.2015

4. Институционализация федеральных органов

управления научной деятельностью

 

Должность помощника по науке была учреждена, минуя конгресс, лично президентом Эйзенхауэром, поэтому есть все основания назвать аппарат помощника по науке личной научно-консультативной службой президента, которая была упразднена в 1973 г. президентом Р.Никсоном.

В период правления Д.Эйзенхауэра сформировался научно-консультативный аппарат президента, функции которого имели два аспекта: 1) участие научных консультантов в разработке политики в области науки и определение приоритетов в финансировании научных исследований (этот аспект деятельности научных советников представляет наибольший интерес для американских ученых); 2) участие ученых в формировании научной политики, использование научных данных и научных методов для принятия политических реш ... Читать дальше »


5. «Новый федерализм» и его основное содержание

 

Политика «нового федерализма» была провозглашена президентом Рейганом в его послании о положении страны в январе 1982 г. Суть этой политики – в некотором перераспределении функций между центром и штатами, направленном на повышение роли последних. Основное содержание этой политики заключается в передаче ряда административных функций и политической ответственности от федерального правительства к различным органам управления штатов. Речь идет о «смещении контроля» в штаты за выполнением федеральных, т.е. финансируемых из центра, программ, свои собственные программы региональная администрация полностью контролировала и раньше. После 1982 г. средства, выделяемые центром, поступают к субъект ... Читать дальше »


3. Космический вызов СССР

Основным содержанием второго этапа формирования системы государственной поддержки научно-технической деятельности было создание органов управления наукой на федеральном уровне. Если взять идеальную схему, то отвечающие за науку учреждения должны быть сформированы в центре, в регионах и на местах в двух ветвях государственной власти – законодательной и исполнительной. Однако близкий к идеальному полномасштабный вариант нигде не возникает одномоментно, процесс его создания занимает длительный период времени. Но для этого этапа, когда именно институционализация является основной, приоритетной задачей, полномасштабный вариант и не требуется. Для второго этапа формирования системы государственной поддержки научно-технической деятельности достаточно создать центральные органы в правительстве и парламенте, которые, с одной стороны, становятся «точками роста» системы государственно ... Читать дальше »


2. Осознание новой роли науки в обществе

В условиях Второй мировой войны связями науки и государства ведало Управление научных исследований и разработок во главе с Ванневаром Бушем. Созданная им система, несмотря на военные условия, была коллегиальной и децентрализованной. Буш взял на себя роль посредника и арбитра между научным сообществом, с одной стороны, и правительственными учреждениями – с другой, в первую очередь – с Техническим бюро армии и флота. Буш считал, что ученый или инженер плодотворнее и эффективнее трудится на привычном ему месте, там, где работал в мирное время, и их не нужно, за исключением редких особых случаев, «переселять» в военные лаборатории. Другими словами, промышленные и академические организации работали скорее в партнерстве с правительством, чем под его прямым контролем. Эта модель отличалась от модели, практиковавшейся в годы Первой мировой войны, когда нужных для военных исслед ... Читать дальше »


1. Этап формирования науки как социального института

Важнейшим фактором этого этапа было установление прочных американо-европейских научных связей. Особенно выделяются в этом отношении 30-е годы XIX в. Прямое участие американских ученых в научной жизни Англии и Германии – посещение лекций и научных собраний, совместное экспериментирование, публикации в европейских журналах – служило повышению престижа науки в США. Но гораздо большее значение имело то обстоятельство, что ученые США, прошедшие научную практику в европейских странах, стали планировать исследования у себя в стране, руководствуясь интересами и критериями, разделяемыми международным сообществом ученых.

Поддержка первыми президентами научной деятельности в стране сменилась длительным периодом отчуждения. Несмотря на принятие законов о предоставлении земли колледжам (1862) и учреждения Национальной академии наук ( ... Читать дальше »


II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США

Процесс формирования научно-технического потенциала и системы государственной поддержки научно-технической деятельности в США весьма поучителен и заслуживает серьезного изучения по ряду причин. Во-первых, в короткий исторический срок, по сравнению с Россией и странами Западной Европы, США превратились в ведущую в научно-техническом отношении державу мира; во-вторых, процесс этот происходил относительно плавно, без разрушительных потрясений для науки, между учеными и политиками возникали противостояния и напряженность, которые иногда приобретали достаточно острые формы, но они в конечном итоге преодолевались без отрицательных последствий для обеих сторон; в-третьих, форма, стиль работы, отношение политической власти к сообществу ученых резко отличается от аналогич ... Читать дальше »


В процессе реформирования высшего образования в 30-е годы наука была возвращена в вузы постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». Возвращая науку в вузы как необходимый компонент высшей школы, постановление закрепляло ее периферийный характер. Вузовской науке не было гарантировано центральное финансирование, но было разрешено вступать в договорные отношения с промышленностью и получать от нее заказы. Однако именно эта особенность вузовской науки, которая на протяжении всего советского периода ее развития осознавалась как признак снисходительного отношения к ней власти, стала с распадом советской системы управления наукой источником силы для этого сектора научной деятельности.

В системе вузов легче всего привилась модель управления, где государственная собственность фактически находится в полном хозяй ... Читать дальше »


4. Научно-технический феномен советского государства

Отраслевой сектор науки – это феномен, порожденный советским государством. В промышленно развитых странах сектора подобного типа, по сути дела, не было. Его заменяет заводской сектор науки, который выполняет функции и занимает в национальном масштабе такие же ключевые позиции, какие в Советском Союзе занимал отраслевой. Только спустя почти 50 лет, по сравнению с СССР, в США и Японии в рамках национальных исследовательских программ стали появляться исследовательские организации, условно говоря, отраслевого типа. В 80-е годы, например, в США были созданы до сих пор действующие исследовательские консорциумы для разработки новых технологий, обеспечивающих технический прогресс и конкурентоспособность какой-либо отрасли производства или группы взаимосвязанных отраслей.

В становлении научно-технического потенциала Советского государ ... Читать дальше »


3. Система управления наукой в советский период

Современная наука не может обходиться без системы управления, она давно перестала быть делом талантливых одиночек с небольшой группой приверженцев и учеников. Во всех развитых странах общество тратит на науку значительную часть своих совокупных ресурсов, в науке заняты сотни тысяч, а то и миллионы работников, она относится к приоритетным сферам государственного регулирования. И ни одна крупная система управления без тех или иных элементов бюрократизма не обходится. Вопрос заключается в степени бюрократизации, т.е. в соотношении сил между управленцами в науке и научным сообществом в целом. Кто определяет цели, распределяет ресурсы, создает правила игры, оценивает результаты, в чьих руках находится реальная власть, подбор кадров, есть ли надежные каналы и формы контроля за управленцами со стороны общественности – этими и многими другими аналогичными момен ... Читать дальше »


2. «Этос советской науки»

Особенность научной деятельности такова, что соблюдение «академической свободы» является одним из важнейших условий не только успешности, но и самой возможности такой деятельности. Этот принцип, утвердившийся в мировой науке, грубо нарушался в советский период российской истории. Этосом, а точнее антиэтосом «советской науки» была идеология.

Одна из особенностей тоталитарного государства, оформившегося примерно к концу 30‑х годов, является его глубокая идеологизация. Коммунистическая идеология, обретавшая с течением времени все более догматичные формы, во все годы советской власти была одним из стержней, вокруг которого строилось общество. И наука в этом обществе должна была быть не простой, а классовой, партийной, марксистсколенинской, материалистической. В этом качестве она противопоставлялась и противостояла науке буржуазной, идеалистическо ... Читать дальше »


1. Слом традиции

Система государственной поддержки научно-технического развития России формировалась методами политического волюнтаризма, ее строительство было обусловлено бурными историческими событиями, последствия которых невозможно было предвидеть. Исходным здесь является представление о науке как об одной из сфер общественной деятельности, обладающей спецификой, но от остального общества не изолированной, а, напротив, теснейшим образом с ним связанной. Специфичным является характер труда и его результаты, все остальное, в том числе и степень автономности науки, детерминировано общественной системой в целом, ее социально-экономическими, политическими, идеологическими, культурными основами и принципами.

Октябрьская революция 1917 г. была направлена на разрушение традиций и устоев российского общества того времени. И эта цель была достигнута в полном объеме. Несмотря на то, что наука дореволюционных времен непосредственно к числ ... Читать дальше »


I. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НАУКИ
В РОССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

В сложившихся условиях переходного периода государственная научно-техническая политика РФ должна, с одной стороны, иметь четкие стратегические цели, предусматривающие создание новой модели общества, формируемой реформами, а с другой – тактические цели и приемы, позволяющие продвигаться в стратегических направлениях, достаточно гибко приспосабливаясь к сиюминутной ситуации, маневрируя под давлением краткосрочных обстоятельств, если это необходимо, но не отступая слишком далеко от магистрального пути.

В связи с этим центральное значение приобретает вопрос о наличии той модели управления наукой, к которой нам следует стремиться как к оптимальному варианту, учитывающему и мировой опыт, и специфику России. Есть ли она там и у тех, где и кто сегодня принимает или по статусу должен принимать решение о реформах в области науки и т ... Читать дальше »


Вместо предисловия

Становление науки в качестве решающего фактора в системе производительных сил, имеющего не меньший, а скорее больший вес, чем такие традиционные показатели, как численность населения, размер территории, природные ресурсы, происходило постепенно, заняло более 100 лет, и было незаметным на фоне крупных социальных потрясений – революционного движения и революций, войн, дележа колоний. Однако именно этот процесс был наиболее весомым и перспективным среди множества перемен, имевших место в последние приблизительно полтора века.

На современном этапе развития общества обостряется противоречие между его потребностями в научно-техническом прогрессе и возможностями этот прогресс обеспечивать. Рост потребностей связан, укрупненно, с двумя обстоятельствами. Первое – это превращение научно-технического потенциала в решающий фактор развития, экономического ... Читать дальше »


Приложение к разделу II

 

Таблица 22

(приложение к ответу на вопрос 45)

Расходы федерального правительства на ИР
по направлениям исследований (млн. евро)

... Читать дальше »
Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 266 | Добавил: retradazia | Дата: 22.06.2015

Таблица 10 (22, с. 36)

Объемы финансирования HFG федеральным

правительством (тыс. евро)

 

... Читать дальше »
Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 328 | Добавил: retradazia | Дата: 22.06.2015

II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В ФРГ

С точки зрения политической организации государства – федерации образующих его субъектов – Германия и США имеют внешнее сходство, но в плане управления наукой и ее финансирования они совершенно различны. Согласно германской конституции, образование и наука относятся к ведению не федеральных властей, а земель – субъектов Федерации. Федеральное правительство может финансировать научные учреждения и университеты только на основании специальных соглашений с землями. Статья 916 Конституции ФРГ гласит: «Федерация и земли могут на основе соглашений кооперироваться в планировании образования и в поддержке научных организаций и проектов суперрегиональной важности. Распределение средств регулируется соответствующими соглашениями» (20, с. 1). В правите ... Читать дальше »

Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 378 | Добавил: retradazia | Дата: 22.06.2015

ФИНАНСИРУЕМЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЦЕНТРЫ ИР

Еще один вид организаций, входящих в государственный сектор США, – ФФИРЦ, центры ИР, финансируемые федеральным правительством. Как уже отмечалось, они как бы «принадлежат» тому или иному министерству, но в статистике всегда фигурируют как отдельная категория. Они были созданы после Второй мировой войны, и примерная схема их появления такова. Когда возникала какая-либо крупная проблема, которую необходимо было решать в целях безопасности страны, а ее решение требовало больших затрат и риск неудачи был велик, частному сектору она оказывалась не по плечу. Классическим примером в этом плане была разработка атомного оружия. Обычно проблемы такого рода решает государство: создает нужные структуры, концентрирует необходимые ресурсы всех видов и привлекает к работам ... Читать дальше »

Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 316 | Добавил: retradazia | Дата: 20.06.2015

ВВЕДЕНИЕ

 

Повсюду признано, что исследования и разработки – это ключ к экономическому росту
и общественному благосостоянию, часто приносящий такие блага,
которые в ходе исследований невозможно было вообразить.

Из доклада президента США Конгрессу

 

Рост, благосостояние и занятость решающим образом зависят от того,
в каких масштабах и в каком темпе народному хозяйству удается аккумулировать
новые знания и превращать эти знания в инновации… Экономическое процветание,
безопасность и качество жизни могут быть достигнуты только инвестициями
в знание, исследования и образование.

Из ответа министра образования
и нау ... Читать дальше »

Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 434 | Добавил: retradazia | Дата: 20.06.2015

Предисловие

Задача настоящей работы состоит в том, чтобы проанализировать источники, структуру и механизмы государственного финансирования научных исследований в зарубежных странах. Естественно, что такая общая постановка проблемы требует нескольких предварительных замечаний, конкретизирующих и ограничивающих ее рамки. Во-первых, это касается числа рассматриваемых стран. Все зарубежные страны рассмотреть невозможно, да в этом нет и необходимости, нас интересуют только государства, сопоставимые по масштабам научно-технического потенциала с Российской Федерацией. Достаточным представляется рассмотрение нескольких стран – представителей наиболее развитых регионов мира. В качестве таких представителей трех ведущих зарубежных регионов мирового научно-технического потенциала выбраны Северная Америка, Западная Европа и Восточна ... Читать дальше »

Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 383 | Добавил: retradazia | Дата: 19.06.2015

СОДЕРЖАНИЕ

... Читать дальше »
Категория: ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА | Просмотров: 764 | Добавил: retradazia | Дата: 18.06.2015

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТЫ

ВВЕДЕНИЕ

1. Science and engineering indicators 1988. National science board. – Wash., 1998.
2. Stewart Welcome to revolution. In: Information age anthology, part 1. – The information and communications revolution, chapter 1. http://www.ndu.edu/ndu/inss/books/ anthology 1/ ch.01.html3. Science and engineering indicators 2000. National science board. – Wash., 2000.
4. Bonvillian W.B. Science at a crossroads. Technology in society. – N.Y. etc, 2002. – Vol. 24, N 1 / 2. – P. 27-38.
5. Rai L.P., Lal K. Indicators of the information revolution. Technology in society. – Vol. 22. – 2000. – P. 221-235.
6. Авдулов А.Н. (авт.-сост.). Реф. сб. Современные информационные технологии и общество. – М.: ИНИОН, 2002.
7. Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия. – М.: Наука, ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 275 | Добавил: retradazia | Дата: 20.05.2015

VII. ВООРУЖЕНИЯ И ВОЙНЫ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Любое крупное технологическое нововведение подобно двуликому Янусу. В своей поздней ипостаси он был богом всякого начала, а два лица получил еще будучи богом дверей (вход-выход). Но если у Януса одно лицо обращено в будущее, а второе в прошлое, то оба лица новых технологий смотрят в будущее, только на разные его стороны, одно символизирует добро, те блага, которые общество сулит человечеству, другое – то зло и беды, которыми это же новшество чревато. Примеров технологической «двуликости» можно привести множество из всех эпох и самых разных областей знания. Наиболее яркие из нашего времени – атомные электростанции и атомные бомбы, ракеты, способные выводить в космос спутники связи, метеорологические и иные исследовательские приборы, добывающие нам массу полезнейших данных, и те же ракеты – носители ядерных боеголовок, кото ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 214 | Добавил: retradazia | Дата: 20.05.2015

Вузовский сектор до реформ был очень слаб, таковым в основном и остается, хотя пострадал благодаря коммерциализации образования меньше других. Исследовательских университетов у нас в полном смысле этого слова нет, и лишь горстка вузов приближается к этому статусу, если ориентироваться на университеты мирового класса, такие, как Стэнфорд, Калтех или МТИ, Кембридж, Оксфорд и т.п. Отраслевой сектор в гражданских отраслях рухнул. От головных институтов остались, что называется, рожки да ножки, кадры потеряны, много оборудования распродано, разворовано. Даже военные НИИ и КБ сильно пострадали и едва-едва держатся главным образом за счет экспортных заказов из КНР и Индии. В последние два года они начали потихоньку оживать, так как возобновляется отечественный госзаказ, но до былой мощи им еще далеко. Восстановиться и заработать в полную силу все звенья отраслевого сектора смогут лишь тогда, когда прикладной наукой займется частный бизнес. У нас этот момент еще не наступил. Вернее, по врем ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 220 | Добавил: retradazia | Дата: 19.05.2015

VI. О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

1. Предварительные замечания

Роберт Солоу, профессор Массачусетского технологического института, одного из ведущих исследовательских университетов США, стал в 1987 г. лауреатом Нобелевской премии по экономике за цикл работ, в которых он доказал, что по меньшей мере, 50% своего экономического роста Америка обязана не наращиванию таких традиционных факторов, как труд и капитал, а научно-техническому прогрессу (НТП). Солоу выполнял свои расчеты применительно к первой половине ХХ столетия. Исследования других экономистов на материале других стран дали аналогичные, даже еще более убедительные результаты. Сегодня никто уже не сомневается в том, что все основные сферы жизнедеятельности общества развиваются за счет инновационных технологий, причем чем дальше, тем зависимость экономики от науки становится сильнее и очевид ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 217 | Добавил: retradazia | Дата: 19.05.2015

4. Эффективное управление инновациями

Инновационный успех – это результат ожесточенной «борьбы за выживание», причем «смертность» инноваций очень велика. Часто цитируются данные корпорации «Буз-Аллен и Гамильтон», согласно которым только одна из 58 идей реализуется в виде имеющего коммерческий успех товара. Лишь 10–12% идей, представленных на предварительный просмотр и анализ, доходят до стадии коммерческой разработки (13). Даже по самым оптимистическим оценкам успешно заканчиваются не больше половины проектов разработки новшеств. Мэнсфилд с соавторами (41) изучали деятельность трех промышленных лабораторий ИР в США и обнаружили, что из 100 начатых проектов 57 заканчиваются технически успешно, 31 передаются в коммерческое использование и только 12 добиваются успеха на рынке. В изучавшейся Соудером и Чакрабарти (14) выборке 88% инноваций завершились техническим успехом и 42% – коммерческим (показатель ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 242 | Добавил: retradazia | Дата: 19.05.2015

V. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Экономическое, техническое, военное, а также и политическое лидерство в современном мире определяется не природными условиями, размером территории и численностью населения, а прежде всего успехами, достигнутыми в области науки, и хорошо поставленной системой подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих разделах, мощный научно-технический потенциал и эффективная система образования – это важнейшие условия строительства ИО.

К сожалению, путь России к глобальному информационному обществу перекрыт по двум причинам. Россия не располагает, во-первых, системой государственной поддержки научно-технической деятельности, во-вторых, национальной инновационной системой. Без решения этих двух фундаментальных задач Россия не сможет приступить к формированию информационного ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 303 | Добавил: retradazia | Дата: 19.05.2015

Современный способ научного мышления является стратегическим фактором научно-технического прогресса, и та нация (страна), которая пренебрегла им или не смогла сделать его достоянием всех своих граждан, неизбежно уступит место другим народам, усвоившим категориальную систему научного способа мышления и вытекающие из нее культурные ценности.

Фундаментальные исследования с их установкой на поиск неизвестных ранее явлений и закономерностей – это такой вид деятельности, при которой соблюдение свободы научных исследований является одним из важнейших условий не только успешности, но и самой возможности такой деятельности. Цели здесь определяются самой логикой научного поиска, и их привнесение извне исключается абсолютно. Государство никогда не должно требовать от академического учреждения (университета) ничего такого, что непосредственно служило бы его целям, оно должно исходить из убеждения, что фундаментальная наука, решая свои собственные задачи, тем самым будет служить и ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 252 | Добавил: retradazia | Дата: 13.05.2015

Раздел седьмой

Тернистый путь России в информационное общество

Современный этап общественного развития, который формируется в передовых странах мира начиная с середины прошлого века, называют «информационное общество». Были и продолжают оставаться и другие варианты (например, технотронное общество, супериндустриальное и постиндустриальное общества), но они постепенно отошли на второй план, а термин «информационное общество» фактически обрел статус официального, поскольку широко используется не только в средствах массовой информации, но и в документах правительственных и международных организаций.

Участие России в становлении информационного общества не только определяется объективными социально-экономическими показателями, характеризующими степень развития отраслей нов ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 431 | Добавил: retradazia | Дата: 13.05.2015

К вопросу становления новой государственной
научной структуры с правами самоуправления

Мировое научное сообщество на распутье. Перед учеными возникла дилемма: сохранить верность концепции академической свободы или примкнуть к академическому предпринимательству, которое приобрело международный характер. Академическая наука в последние десятилетия становится во всевозрастающей степени предпринимательской, научная и техническая политика направляется на укрепление связи между академической деятельностью и индустрией. Университеты и отдельные ученые во всем мире все больше вовлекаются в предпринимательскую деятельность, поэтому воздействие этих изменений на нормы поведения научного сообщества представляет возрастающий интерес. В частности, растут опасения, что эта тенденция может подорвать практику свободного доступа к источникам научной информации, которая поддерживает научный ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 339 | Добавил: retradazia | Дата: 13.05.2015

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
Инфраструктура технологического развития России:
Состояние, становление, перспективы

Прежде чем начать исследование названной нами темы, необходимо сказать несколько слов о термине «парадигма», который мы намерены использовать в тексте монографии. В переводе с древнегреческого на русский язык этот термин означает «модель», «пример», «образец». Применительно к науковедению он был впервые использован Т. Куном в его широко известной среди обществоведов книге «Структура научных революций» (1962). Как и многим другим терминам, заимствованным из мертвых языков, в языках современных ему придается целый ряд близких по смыслу, но не идентичных значений. У самого Куна таких значений насчитывается более двух десятков, но главным среди них, получившим широкое распространение в научной литературе и даже вошедшим в энциклопедические ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 318 | Добавил: retradazia | Дата: 13.05.2015

Раздел четвертый
Процесс деградации науки.
О необходимости смены стратегических
ориентиров научно-технологической политики

Временная межведомственная рабочая группа при аппарате Совета безопасности РФ провела большой объем работы по составлению проекта «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (далее – «Основы-2011»), имеющего для России судьбоносное значение. В проекте «Основ-2011» содержится один принципиальный недостаток: не названы подходы, механизмы, способы реализации основных положений этого важнейшего для страны документа. Составители «Основ-2011» ориентированы на ведомственную модель государственного управления наукой. Предполагается, что выполнение программы научно-технического развития страны, а проект Основ является таковой, будет ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 376 | Добавил: retradazia | Дата: 12.05.2015

Турбулентный этап социально-экономического развития России

Мы живем в обществе, не имеющем названия. После криминальной приватизации 1990-х годов, породившей вопиющие, беспрецедентные в мировой практике перекосы в распределении общественного богатства, Россия вошла в турбулентное состояние. Оно обрело «дикий», неуправляемый характер, затягивающий страну в «турбулентную тряску». Куда она идет, какое место занимает в процессе социально-экономической глобализации, никто не знает. Даже не сформулированы первоочередные задачи строительства общества, которое мы намерены создать. Сделали робкую попытку разработать концепцию развития информационного общества, но эта попытка так и осталась нереализованной. Нам, россиянам, надо признать, что м ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 358 | Добавил: retradazia | Дата: 12.05.2015

Отраслевой сектор науки – это феномен, порожденный советским тоталитарным режимом. В промышленно развитых странах сектора подобного типа, по сути дела, не было. Его заменяет заводской сектор науки, который выполняет функции и занимает в национальном масштабе такие же ключевые позиции, какие в Советском Союзе занимал отраслевой. Только спустя почти 50 лет, по сравнению с СССР, в США и Японии в рамках национальных исследовательских программ стали появляться исследовательские организации, условно говоря, отраслевого типа. В 1980-е годы, например, в США были созданы до сих пор действующие исследовательские консорциумы для разработки новых технологий, обеспечивающих технический прогресс и конкурентоспособность какой-либо отрасли производства или гр ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 351 | Добавил: retradazia | Дата: 11.05.2015

Раздел первый
Научно-технический потенциал советского тоталитарного государства

Ученый и инженерный мир страны в результате Октябрьской революции 1917 г., а точнее переворота большевиков, понес огромные потери. Новая власть демонстративно поддерживала и опекала отдельных крупных представителей прежнего научного мира, лояльно относившихся к революции. Контакты между российскими физиками, математиками, химиками и их западноевропейскими коллегами какое-то время сохранялись. Например, Л.Д. Ландау и П.Л. Капица спокойно работали в лучших европейских лабораториях. Но значительная часть представителей ученого и инженерного мира (точные цифры пока не подсчитаны) была либо вытеснена (эмиграция), либо попросту выслана за границу, либо истреблена в ходе гражданской войны и операций ЧК, оставшаяся часть – деморализована, запугана и обречена на странное, зыбкое существование с клеймом пот ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 372 | Добавил: retradazia | Дата: 11.05.2015

IV. СИСТЕМА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

В течение вот уже более десяти лет мы являемся свидетелями процесса разрушения в России науки как социального института. Резкое сокращение финансирования научных исследований и его систематические задержки, наблюдаемые в эти годы, могут привести к развалу не только научных институтов, но и исследовательской системы в целом.

Намерение провести структурную перестройку Российской академии наук (РАН) административными методами – это шаг, чреватый весьма опасными последствиями для страны. Уже сейчас приходится говорить о развале отраслевой науки в России – достижения советского государства, теперь на очереди академическая наука. Десятилетие великого ограбления страны, в результате которого появились олигархи-грабители, в скрытом виде продолжается и поныне. Под лозунгом реформы-перестройки РАН скрывается активное стремление &la ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 207 | Добавил: retradazia | Дата: 11.05.2015

III. НОВАЯ ПАРАДИГМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ США

Последние два десятилетия прошлого века были отмечены не только крупными, зачастую сенсационными достижениями в различных областях науки и техники (клонирование, расшифровка генома человека, создание международной космической станции, Интернет и т.п.), но и изменениями в условиях функционирования научно-технической сферы. Перемены затронули различные грани взаимодействия этой сферы с другими структурными составляющими общества и с государством, причем изменения оказались столь значительными, что появились основания говорить о формировании новой парадигмы, новой модели технологического развития (1).

В настоящем разделе, опираясь на американский опыт, мы попытаемся ответить на два вопроса: во-первых, чем вызваны и обусловлены происходящие в функционировании научно-технической сферы изменения, во-вторых, в чем и как эти изменения конкретно прояв ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 316 | Добавил: retradazia | Дата: 09.05.2015

Для общей классификационной схемы дальнейшая детализация вряд ли целесообразна, но при анализе отдельных видов изделий она необходима, при этом критерии, по которым подразделяются конкретные подгруппы, могут оказаться разными. Например, микросхемы делятся на виды в зависимости от формы сигнала (цифровые и аналоговые), от способа объединения (монолитные, многокристальные, пленочные), от степени интеграции (малые, средние, БИС, СБИС), от используемого материала полупроводников – кремния или арсенида галлия и др. Арсенид галлия не боится космического излучения и его используют для схем, работающих на искусственных спутниках Земли и космических кораблях, посылаемых к планетам Солнечной системы и за ее пределы. В то же время для печатных плат такое – по используемым материалам – разделение смысла не имеет. Все виды изделий можно делить на подвиды в зависимости от основных технических характеристик – быстродействия, надежности, точности и т.п. И наконец, подвиды де ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 267 | Добавил: retradazia | Дата: 07.05.2015

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В 1948 г. Норберт Винер, американский математик и физик, опубликовал свой труд «Кибернетика», где изложил основные положения новой одноименной теории, науки об общих закономерностях процессов управления, рассматриваемых как процессы передачи информации, где бы они ни происходили – в машинах, в живых организмах, в обществе. Эта теория была обобщением опыта создания уже появившихся к тому времени первых электронно-вычисли-тельных машин, и в то же время ее появление стало мощным толчком для бурного развития автоматических систем сбора, обработки, хранения и передачи информации, для развития основанных на использовании таких систем технологий, логично получивших название «информационные технологии» (ИТ). Вся вторая половина XX в. с полным правом может быть названа периодом информационно-электронной революции, настолько интенсивно ИТ прог ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 281 | Добавил: retradazia | Дата: 25.04.2015

У малых фирм несравнимо больше гибкости, готовности к риску, что мало свойственно крупным корпорациям и столь необходимо для динамичного обновления производства. Короче говоря, малый бизнес во всех современных развитых странах является одним из основных «двигателей прогресса», а потому и объектом особых забот государственной администрации всех уровней, оказывающей ему всяческую помощь в виде налоговых льгот, беспроцентных, а то и безвозвратных кредитов, технических консультаций, курсов обучения маркетингу и пр.

Еще одна особенность наукоемких отраслей хозяйства, причем главным образом относящаяся к малым предприятиям этих отраслей, – это их тесная связь с венчурным, т.е. рисковым, капиталом. Последний финансирует обычно малые молодые перспективный фирмы, нуждающиеся в средствах для организации производства какой-нибудь новинки, но не имеющие в силу тех или иных причин возможности воспользоваться обычными банковскими кредитами. В случае успеха фирмы венчурны ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 409 | Добавил: retradazia | Дата: 25.04.2015

I. Наукоемкие технологии – важнейший фактор формирования информационного общества

ХХ век останется в истории веком крупнейших потрясений, как трагических, так и радостных, веком огромных потерь и колоссальных обретений: мировые войны, природные и техногенные (Чернобыль!) катастрофы, с одной стороны, овладение атомной энергией, покорение космоса, великое множество новых, все более совершенных технических новинок, достижение социального согласия и высокого уровня жизни в передовых странах – с другой. За этим бурным потоком событий большинство населения Земли не замечало тех структурных сдвигов в экономике, которые в основном и обеспечивали всеми наблюдавшийся прогресс. Пожалуй, наиболее важным из этих сдвигов было включение науки в систему производительных сил. Постепенно, но неуклонно и закономерно наращивая свое влияние на все прочие сферы общественной жизни, научно-технический ... Читать дальше »

Категория: Контуры информационного общества | Просмотров: 627 | Добавил: retradazia | Дата: 15.04.2015

Приложение 1

Перечень научных организаций,
за которыми сохраняется статус
государственного научного центра
Российской Федерации

1. Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (г. Жуковский, Московская область).
2. Федеральное государственное унитарное предприятие «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова» (г. Москва).
3. Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва).
4. Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунског ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 260 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

Вакуум власти

Н.С. Хрущёв на ХХ съезде выступил / восстал не против тоталитарного режима, а против массового террора. Он провел демонтаж карательной системы (ГУЛАГа), без ее разрушения террор продолжался бы. Хрущёв это понимал, потому что на себе испытал все «прелести» ожидания стать жертвой террора. В процессе подготовки и проведения съезда Хрущёв проявил мужество и смелость, выдержал большую психологическую и физическую нагрузку. Все это после завершения работы съезда породило непродолжительную эйфорию успеха, а затем на годы возник вакуум власти и встал вопрос: какими стратегическими ориентирами руководствоваться в данный исторический момент? Если они реально существуют, то возникает проблема выбора, как оценить перспективность стратегического ориентира. В такой ситуации у политического лидера появляется ощущение «погружения в пустоту». Выйти из подобн ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 332 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

ПРОЛОГ

Все идеологические учения и концепции, возникшие в XIX в., в эпоху ожесточенной классовой борьбы, не выдержали проверку временем. Не является исключением и марксизм как идеология коммунизма. Что же привело к развенчанию Маркса и марксизма? Ответ на поставленный вопрос содержится в статье Питера Дракера (1). Обратимся к аргументации автора статьи. Прежде всего он ссылается на книгу Фридриха Августа фон Хайека «Дорога к рабству» (1944), получившую широкую известность. В ней дается глубокий анализ эволюции содержания понятия «социализм»; научно обосновано: социализм неизбежно порождает порабощение, «демократический социализм» невозможен в принципе, реальный социализм бывает только «тоталитарным». Ф.А. Хайек рассматривает социализм как великую утопию. «Обещание свободы, – пишет он, – стало, несомненно, одним из сильнейших орудий социалист ... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 494 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тацуно Ш. Стратегия – технополисы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 344 с.
2. Abe H., Alden J.D. Regional development planning in Japan // Reg. Studies. – Oxford etc., 1988. – Vol.22, N 5. – P.429–438.
3. Abelson Ph.H. Academic-industrial interaction // Science. – Wash., 1988. – Apr. 15. – Vol. 240, N 4850. – P.265.
4. Anderson A.M. Science and technology in Japan. – Harlow: Longrian, 1984. – X, 421p.
5. Bloch E. Basic research: The Key to economic competitiveness // Interdisciplinary science review. – L., 1987. – Vol. 12, N 2. – P.101–102.
6. Dalton I.G. Science park development in the U.K. // Brit. business. – L., 1986. – Vol. 23, N 6. – P.20–21.
7. Dorfman N.S. Development of a regional high technology economy//Researc ... Читать дальше »

Категория: Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки | Просмотров: 346 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Необходимо сказать несколько слов о возможности использования в России зарубежного опыта создания научных парков. Основной вопрос, на который необходимо ответить, очевиден: можно ли при существующей сегодня в России экономической системе создать научный парк западноевропейского или американского типа и обеспечить его полнокровную деятельность, есть ли у нас для этого условия? Ответ, к сожалению, совершенно ясен: нельзя, ибо нет основного – той социально-экономической среды, что порождает подобные явления, дает им возможность жить и развиваться, нет современного рынка труда, капитала, товаров, нет предпринимательства в цивилизованных формах, ни мелкого, ни среднего, ни какого-либо другого.

Основная задача парка – превратить научные разработки в товар, в полезную продукцию и вывести ее на рынок силами новых или уже существующих фирм, в первую очередь мелких и средних. Жи ... Читать дальше »

Категория: Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки | Просмотров: 368 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

Второй французский технополис, о котором в стране и за рубежом известно больше, чем о других, – это Международный парк Валбонн – София Антиполис (Valbonne – Sophia Antipolis International activities park). В его названии объединены географические термины (Валбонн – плато в департаменте Приморские Альпы, где размещается парк, Антиполис – Антибы, древнегреческое название Лазурного берега) и упоминание мудрости (София – мудрость по-гречески), символизирующее связь с наукой. Своим созданием почти одновременно с гренобльским парком технополис София во многом обязан инициативе, энергии и настойчивости Пьера Лаффита, директора старейшего и наиболее авторитетного технического вуза страны – парижского Горного лицея (Ecole Superrienre des Mines de Paris – ESMP). «Пьер Лаффит черпал свое вдохновение в примерах Силиконовой долины и Шоссе-128. Благодаря своему положению директора ESMP, французской “Большой школы номер один” ... Читать дальше »

Категория: Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки | Просмотров: 460 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

Головное научно – производственное объединение ГНПО является единым научно-производственным и хозяйственным комплексом, в состав которого входят научно-исследовательские, конструкторские, проектно – конструкторские и технологические организации, заводы (фабрики), пусконаладочные, шефмонтажные и другие структурные единицы в зависимости от задач, поставленных перед объединением основным акционером. Структурные единицы, входящие в состав научно – производственного объединения, не являются или являются юридическими лицами, в последнем случае на них распространяется действие законодательства, определяющем деятельность научно-исследовательских, конструкторских, проектно – конструкторских и технологических организаций. Таким образом, деятельность научно – производственного объединения строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью структурных единиц объединения.

... Читать дальше »

Категория: НАУКА В РОССИИ: ПРОЦЕСС ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ? | Просмотров: 405 | Добавил: retradazia | Дата: 02.04.2015

Франция

Экономика Франции отличается от немецкой и английской крупными масштабами государственного сектора в промышленности, финансах и науке. Обычное для других стран деление на государственный, частный и академический (вузовский) секторы здесь выгладит менее отчетливо, настолько, что в глазах многих американских исследователей «всепроникающий характер вмешательства правительства в дела промышленности и высших учебных заведений вообще затрудняет разграничение трех секторов как таковых» (12, с.247). В отношении влияния правительства на развитие промышленности и науки ситуация напоминает японскую, хотя источники этого влияния несколько иные.

Кроме того, для Франции характерна высокая степень концентрации промышленных ИР на сравнительно небольшом числе фирм. По данным Министерства науки и технологии, исследованиями и экспериментальными разработками тут занимаются лишь около 1500 предприятий, причем всего 1300 делают это более или менее ... Читать дальше »

Категория: Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки | Просмотров: 558 | Добавил: retradazia | Дата: 01.04.2015